Читать рассказы Чехова
- Каштанка
- Враги
- Аптекарша
- Анна на шее
- Ионыч
- Пересолил
- Шуточка
- Канитель
- Альбом
- Чёрный монах
- Гриша
- Хирургия
- Лошадиная фамилия
- Унтер Пришибеев
- Злой мальчик
- Палата №6
- Пари
- Человек в футляре
- Цветы запоздалые
- Чайка
- Хамелеон
- Белолобый
- Учитель словесности
- Горе
- Скрипка Ротшильда
- Крыжовник
- Письмо к учёному соседу
- Скучная история
- Мужики
- Радость
- Юбилей
- Степь
- Переполох
- Глупый француз
- Страшная ночь
- Счастье
- Спать хочется
- Дама с собачкой
- Злоумышленник
- Егерь
- Детвора
- Душечка
- Толстый и тонкий
- Мальчики
- Налим
- Ванька
- Медведь
- Репетитор
- На мельнице
- Дом с мезонином
- Свадьба
- О любви
- Архиерей
- Невеста
- Предложение
- Жалобная книга
- Смерть чиновника
- Студент
- Беззащитное существо
- Размазня
- Моя жизнь
- Случай из практики
- Тоска
- Дядя Ваня
- Безотцовщина
- Три года
- Попрыгунья
- Три сестры
- Беглец
Антон Павлович Чехов оставил богатое и разнообразное наследие, включающее в себя рассказы и пьесы. Он стал родоначальником особого построения произведений, при котором внешнее развитие сюжета гораздо менее напряженно и значимо по сравнению с внутренним, так называемым "подводным течением" - переживаниями героев, их личностными изменениями.
А.П. Чехова поражает с первых строк. Этот всемирно известный русский писатель - человек удивительно прозорливый, тонко чувствующий малейшие движения души и передающий их через нюансы и детали. Он ведет доверительный разговор с таким же читателем, каким является сам Чехов: умным, внимательным, интеллигентный, не желающим мириться с пошлостью и духовным уродством.
Можно выделить несколько основных тем в творчестве А.П. Чехова. Одна из них - тема "маленького человека". Этот образ в русской литературе сквозной, его в свое время исследовали А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский и многие другие.
У Чехова образ получает неоднозначную трактовку. С одной стороны, в "маленьком человеке" сохраняется духовная чистота. Такова героиня рассказа "Размазня" Юлия Васильевна, работавшая гувернанткой. Девушка даже не предполагала, что с ней могут поступить нечестно и поэтому не знает, как быть, когда ее под якобы благовидными предлогами лишает зарплаты (а по сути - нагло обворовывает) собственный работодатель. Но Чехов не канонизирует это неумение себя защитить. Юлия Михайловна выглядит слабой и жалкой, потому что не способна бороться даже за себя. Такой человек не сможет изменить мир, в нем самом нет жизни.
С другой стороны, чеховский "маленький человек" измельчал, утратил чувство собственного достоинства, превратился из человека в мелкого раболепствующего чиновника. Яркий пример - Червяков из рассказа "Смерть чиновника". Он настолько испуган, что, возможно, оскорбил невольным чиханием в театре на человека значительного чина, что от собственных переживаний умирает. Фамилия героя говорящая, полностью отражает привычку раболепствовать и присмыкаться. Автор отказывает Червякову в смерти как человеку. Умирает чиновник.
Третий вариант "маленького человека", который можно увидеть на страницах чеховских рассказов - скромный трудяга, не гонящийся за регалиями и известностью, а просто улучшающий мир. Таков доктор Осип Степаныч Дымов из рассказа "Попрыгунья". Собственная жена не догадывалась о величии Дымова до самой его смерти - а он не пытался ее впечатлить. Все его силы уходили на спасение жизней пациентов.
Творчество Чехова показало, насколько неоднозначными на стыке веков стали прежние темы и образы, насколько усложнилась жизнь. Но несмотря на все изменения, "В человеке все должно быть прекрасно" (А.П.Чехов). Его рассказы - светлый маяк, указывающий путь к духовному величию.