Анализ произведения За далью даль Твардовского
История создания
Над поэмой «За далью - даль» А.Т. Твардовский работал десять лет, с 1950 по 1960 годы. Это было сложное для поэта время, связанное с уходом из журнала «Новый мир» и смертью близкого человека. В поэме органично переплелись размышления поэта о времени, связанном с Великой Отечественной войной, и дне сегодняшнем, воспоминания и осмысление увиденного за вагонным окном.
Жанр
Это лирическое произведение, хотя и имеющее сильное эпическое начало, относится к жанру поэмы.
Сюжет и тема
Сюжет поэмы связан с поездкой автора из Москвы во Владивосток. За окном вагона огромная страна: Волга и Урал, Сибирь и Дальний Восток, многочисленные встречи с интересными людьми, неспешные беседы с попутчиками. Своими впечатлениями автор щедро делится с читателем. Задача перед автором стоит непростая: показать страну Советов глазами ее жителей.
Главные герои
Главный герой поэмы, он же лирический герой – это автор-рассказчик, попутчики, друг детства. Отдельная глава посвящена Сталину и его времени.
Композиция
В поэме пятнадцать глав, в которых автор рассказывает о десяти днях своего вагонного путешествия.
Пересказ
Первые две главы – это впечатления от Москвы и до Волги. Волга впечатлила поэта, ей посвящена третья глава. Увиденное за окном заставило автора вспомнить свое детство, тяжелое, но запомнившееся. Две главы – это о нем. От рассказа о двух кузнецах из далекого детства поэт переходит к описанию главной кузницы страны – Урала. Он восхищается его мощью, вспоминает вклад, который уральцы внесли в победу над Германией.
Поезд мчится дальше, и за окном уже мелькают огни Сибири. Автор не может сдержать своего восхищения и перед сегодняшней мощью этого края, и перед его огромным потенциалом. Глава «Две дали» посвящена размышлениям поэта на эту тему. Но этот необъятный край только начинается за окном, о нем напоминают названия пока немногочисленных станций. Больным вопросом для Твардовского был и есть смысл литературного творчества. Разговор о писателях, о смысле писательства, автор ведет в главе «Литературный разговор», его продолжением станет глава, в которой автор размышляет о своем вкладе в общее дело.
На остановках автор большой любитель выйти из вагона и пообщаться с народом, узнать новости, почувствовать, как и чем живут простые советские люди. Совсем неожиданно автор встречает своего друга детства, с которым долго не виделся. Путешествие продолжается. Поражаясь необъятным сибирским просторам, автор задается простым вопросом о стремлении многих людей жить в Москве.
А вот и красавица Ангара, слава благодарности автор адресует строителям гидроэлектростанции. Попутчики все время меняются, а вместе с ними и темы разговоров. Появился седой майор, заговорили о прошедшей войне. Вопрос сформулировали интересный: где было легче, на фронте или в тылу. И ответ прозвучал простой, но глубокий по смыслу: лучше жить без войны.
Владивосток, конечная станция. Поэт, завершая свой рассказ о путешествии с гордостью восклицает, что вся огромная страна –это его страна, а он частица великого народа, которому по плечу великие свершения.
Особое место в поэме занимает глава «Так это было». В ней поэт правдиво дает характеристику сталинским временам, определяет его место в истории.
Завершая свой поэтический труд, поэт уверен, что впереди его ожидают новые дали. Новые интересные поездки по стране, знакомство с ее трудолюбивым народом.
Вариант 2
История создания
Замысел написать поэму возник очень давно. Десять лет, с 1950 по 1960 год, автор работал над произведением, много раз исправлял, переписывал. Это было трудное время для Твардовского. За годы войны он приобрёл сильную усталость, пережил удар критиков. До 1956 года на нём было клеймо «кулацкий сынок». И только в 1967 году была опубликована полная, законченная версия произведения. Долгое время из-за своей деятельности поэт не мог отправится в путешествие, о котором давно мечтал. Когда он уволился из редакции журнала «Новый мир», то наконец-то совершилась долгожданная поездка.
Жанр
Это лиро-эпическая поэма. Если учитывать структуру, тематическое содержание и большой объём, то поэму считают лиро-философской эпопеей. Сам автор назвал своё творение «лирической летописью этих годов».
Тема и сюжет
Поэма имеет автобиографическую основу. В ней присутствуют описания родных пейзажей и диалоги. Во время путешествия на одной остановке автор встречает своего друга детства. Он посвящает ему одну главу поэмы.
Тематика произведения очень разнообразна. В нём автор размышляет о жизни, истории, вспоминает своё прошлое. Описание красоты природы Урала, Сибири, Дальнего Востока тесно переплетается с главным мотивом дороги. Тема творчества, поэта, его роли, а также выбора, вечных моральных ценностей, войны и победы глубоко раскрыта в поэме.
Основной сюжет связан с дорогой. Автор отправляется в десятидневное путешествие по родной стране. Он вспоминает своё прошлое и знакомится с новыми людьми. Путь его далёк: от Москвы на восток. Он едет по Сибири, Уралу, Забайкалью до Дальнего Востока. Автор вспоминает детство, сельскую кузницу, описывает реку Волгу, восхищается силой Урала и просторами Сибири. Он вспоминает своего приятеля, с которым разжигали костры и пасли коров (глава «Друг детства»). Через 17 лет на вокзале происходит их встреча. Они радуются, курят и не знают, что сказать. Радость и боль переполняют их сердца.
В вагоне автор слышит споры людей о том, кому было трудно во время войны. Он знакомится с молодожёнами, которые уезжают с Москвы. В Ангаре вспоминает о строительстве электростанции. В конце поэмы поезд прибывает во Владивосток.
Проехав такой далёкий путь, автор понимает, что это путешествие было не напрасно, о нём он очень долго мечтал.
Главные герои
Сам автор-повествователь является главным героем поэмы, который осуществляет поездку по бескрайним российским просторам. Он хочет получить новые ощущения в неизведанных местах его необъятной Родины. Герой искренне радуется каждой встрече, каждому знакомству. Старается везде успеть, торопится жить. Любуется не только природными красотами, а также восхищается мужеством русских людей.
Композиция произведения
Структура поэмы — это 15 глав, которые связаны структурно и тематически.
Каждая глава — это отдельная «остановка» то на определённых станциях, то в памяти и в воспоминаниях лирического героя. Подмосковье, Волга, Урал, Сибирь, Дальний Восток — каждый регион побуждает автора задуматься над смыслом жизни, а дорога способствует осмыслению прошлого и настоящего. В финале поэмы герой привозит поклон Владивостоку от Москвы, Волги, Урала и от всей Сибири.
Главная мысль
Автор выражает гордость за свою страну и её народ. Люди всегда трудились, строили, возрождали, а также любили, дружили и искали своё место в жизни. Поэма учит любить Родину, природу, а также главное богатство — людей. Учит не забывать уроки прошлого и с надеждой смотреть в будущее.
Несколько интересных сочинений
-
Образ и характеристика князя Игоря. Слово о полку Игореве сочинение
Главным героем Слова о полку Игореве является князь Игорь. Древнерусский князь правил большим городом Новгородом и был достойным сыном Святослава Олеговича
-
Книга - сочинение-рассуждение
Книга – это источник знаний. Она сопровождает человека на всех этапах его развития. Родители учат читать ребенка с малых лет и до самой старости, книга останется лучшим другом человека. Но насколько книга сегодня актуальна?
-
Сочинение Уроки прошлого
Наше прошлое — часть жизни конкретных людей. Оно сопровождает нас всю жизнь. Прошлую жизнь скрывают от посторонних людей, но не получается забыть самому. Одни люди гордятся былыми заслугами
-
Образ и характеристика Дуняши в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение
Пьеса «Вишневый сад» - это последняя пьеса, написанная А.П. Чеховым. Его «лебединая песня», хотя сам автор таковой ее не считал. Более того, он то считал ее довольно смешной комедией пародийного стиля
-
Анализ повести Невский проспект Гоголя сочинение
Основными персонажами произведения являются поручик Пирогов и молодой художник Пискарев.