Анализ стихотворения Память Гумилева
Гумилев не принял революцию и со всем смирением принял итог этой личной позиции. Он не просто понимал свою печальную участь, но и неоднократно предсказал собственный расстрел, который состоялся совсем немного времени спустя после написания стихотворения Память в 1921 году. Таким образом Память относится к заключительному этапу творчества Гумилева.
В тексте поэт размышляет относительно собственной биографии, прожитых лет, отмечает насыщенность событий. В противовес известной ему восточной традиции метемпсихоза, он говорит совершенно обратное: «Мы меняет души, не тела», то есть указывает на свойственные человеку внутренние перемены, которые происходят в одном теле. На самом деле ситуация действительно обстоит похожим образом (как минимум для некоторых людей) и Гумилев завидует змее, которая обладает способностью менять кожу.
Поэт вспоминает детство, которое обуславливалось любовью к «сумраку рощ», «дереву да рыжей собаке». Он вспоминает тягу к уединенному существованию, мистические наклонности души которые выражались, к примеру, в вере в способности остановить дождь собственной мыслью.
Молодость становится своеобразной противоположностью детства и возникает полный тяги приключений юноша, который «любил ветер с юга». Прежние мистические наклонности преобразовались в потребность к могуществу, когда молодой человек «хотел стать богом и царем» и завидовал Небу. Духовный поиск углублялся и направлялся в сторону поиска чего-то сокрытого от простых людей.
В заключительной части Гумилев дает определение актуальному для него положению души и называет себя «угрюмый и упрямый зодчий». Такое положение дел Гумилев считает оптимальным, он видит в этой роли некую внутреннюю истину, которая соответствует подлинной его натуре.
Этим человеком он взирает на разоряемую и бездуховную страну, ожидает когда «стены Нового Иерусалима на полях моей родной страны» снова поднимутся, хотя и понимает некоторую тщетность таких надежд. Он отлично чувствует и собственную гибель и гибель духовности в родной стране и поэтому понимает тщетность подобных надежд. Помимо этого он обращается к тематике высшего суда, которого искренне страшится и спрашивает сможет ли кто-то помочь «чтоб душа моя не умерла?» и не видит в этом какого-либо обнадеживающего ответа, возможно из-за болезни бездуховности, которая от общества передалась и ему.
Анализ 2
Стихотворение это очень красиво и психологично. Оно довольно большое, строфы в нём по четыре строки. Произведение закольцовано двумя строчками о том, что змеи меняют кожу, а люди – душу. Смысл этого странного сравнения в том, что человек часто ощущает себя совсем другим, чем много лет назад. Может казаться, что это был не ты (в молодости), а другой – другая душа. Автор видит в своём прошлом ещё минимум троих «других», даже жалеет о том, что они были, он бы предпочёл, как змея, сменить тело, а не душу (характер).
Поэт постоянно обращается к очеловеченной памяти (с заглавной буквы), которую представляет великаншей. Интересно сравнение, что она ведёт его жизнь, будто коня. Именно она рассказывает о тех, кто в теле поэта жили «до него».
Один – молодой, мистический ребенок, одинокий. Его описания на две строфы изысканы. Теперь автор не видит никакого сходства между тем некрасивым «магом» и собой.
Второй – самоуверенный, но больше всех нелюбимый зрелым Гумилёвым. Тот юноша был слишком самоуверенным, жизнь считал своей «подругой», выбрал сгоряча нелегкий путь поэта, мнил себя в будущем «царем и богом».
Третьего автор любит больше, ведь молодой человек – путешественник, которому даже облака завидовали. При его описании больше позитивных эмоций автор выражает, есть даже восклицание – «ах». Молодой герой пьёт воздух, как вино, открывает новые земли и моря…
Далее этот «персонаж» или кто-то ещё «другой», как утверждает автор, вступил в святой бой, оставив свою свободу. И прошел Гумилёв сквозь голод, жажду, трудности, войну, но небесные помощники уберегли его.
И только после этого автор говорит «я» в новой строке. Он характеризует себя упрямым зодчим. Поэт строит в своей жизни храм. И это не просто церковь, а новый Иерусалим для России. Когда он будет достроен, произойдёт чудо – волшебный ветер подует, Млечный Путь днём засияет… И появится «неведомый» в сопровождении льва и орла. (Можно понять, что это Миссия, так как это символы апостолов Иоанна и Марка.)
В последней строфе поэт будто вскрикивает, предчувствуя перерождение. Он бы и рад сохранить этот свой образ – «душу», но жизнь неумолима.
Очень необычное философское произведение!
Анализ стихотворения Память по плану
Возможно вам будет интересно
-
Анализ стихотворения Пушкина Памятник Я памятник себе воздвиг нерукотворный... 9 класс
Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» было написано Александром Сергеевичем Пушкином в 1836 году. Это последний год жизни великого поэта и писателя. Так по прошествии полгода после написание стихотворения – он погиб
-
Анализ стихотворения До свиданья, друг мой, до свиданья Есенина
Стихотворение «До свидания, друг мой, до свидания…» является одним из самых известных произведений Сергея Александровича Есенина. Оно было написано в декабре 1925 года, накануне смерти поэта
-
Анализ стихотворения Я пришел к тебе с приветом Фета 5, 10 класс
Афанасий Фет – человек очень талантливый, может хотя бы потому у него очень романтичные и яркие стихи, что и жизнь у него была вначале очень насыщенной, ведь любовь – это именно то чувство насыщенности
-
Анализ стихотворения Огородник Некрасова
Произведение Огородник вышло в свет из-под пера Некрасова в конце первой половины XIX века и сразу пополнило собой ряды любовной лирики.
-
Анализ стихотворения Какая холодная осень! Фета
Стихотворение «Какая холодная осень…» было написано Фетом в 1854 году. Именно здесь автор рассказывает про две свои любимые темы. Одна тема называется природа, а другая тема называется любовь