Анализ рассказа Еще мама Платонова
История написания
Точная дата создания рассказа неизвестна. Приблизительно он был написан автором в 1936 году. Первая его публикация состоялась в сборнике «Избранные рассказы» спустя 22 года. Также он вошёл в антологии русских писателей «Лучшие рассказы для детей», «Мой учитель» и другие.
Рассказ является трагическим предупреждением жизненного пути несовершеннолетнего сына писателя — Платона, которого арестовали в 1938 году и отправили в лагеря. Да и сам автор в детстве пережил много горя: нищенствовал, испытал голод, терял близких, работал с четырнадцати лет, чтобы помочь родителям. Но любовь к своей матери А. Платонов пронёс через годы своей жизни. Поэтому произведение имеет автобиографическую основу.
Жанр
Реализм — литературный стиль, к которому относится этот рассказ. Принадлежит к рассказам о детях (небольшой объём, ограниченное количество персонажей, одна сюжетная линия).
Тема и сюжет
Повествование ведётся о жизни простого деревенского парнишки Артёма Федотова, которого мама впервые отводит в школу.
Эпизоды указывают на важный и ответственный период в жизни ребёнка. Артём не желает учиться, не понимает, что нужно делать в школе. Он также боится расставаться с мамой. Мальчуган очень привязан к ней и привык, что она всегда с ним рядом, заботиться, защищает, оберегает его. Мама рассказывает сыну о том, что учительница очень добрая. Дорогой в школу мальчик знакомится с окружающим миром: встречает гусака, собаку и жука. Увидев учительницу, Артём понимает, что она такая же, как мама. Утром на другой день он с непреодолимым желанием и радостью спешит в школу.
Главные герои
Артём — главный герой рассказа. Мальчик — ответственный, добрый, хотя и совсем маленький (7 лет). Смышлёный, внимательный, доверчивый. Сумел преодолеть свои страхи перед неизведанным миром и перестал беспокоиться за маму. Артём повзрослел и осознал, что есть ещё учительница, а также мамой называют Родину. В рассказе важная роль отведена двум женщинам — матери Евдокии Алексеевне и учительнице Аполлинарии Николаевне. Они добрые, заботливые, любят мальчика, с пониманием и добротой относятся к нему.
Композиция рассказа
Рассказ имеет кольцевую структуру. Повествование ведётся так, что эпизод прощания мамы с мальчиком описывается в начале и в конце. Отличие есть лишь в эмоциональном фоне описываемых событий.
В начале автор показывает более яркие эмоции, так как матери нелегко отпускать сына впервые одного, а мальчик не хочет расставаться с ней.
Экспозицией произведения является разговор Артёма с мамой о школе, его нежелание учиться и большой страх и за себя, и за маму. Он боится, что она без него будет очень скучать и его никто не сможет защитить.
Завязка рассказа — путь ребёнка в школу. Мать успокаивает Артёма, что всё будет хорошо и он со всем справится. Сначала она ведёт его за руку в школу, а потом отпускает и велит идти самому. По дороге он преодолевает первые жизненные трудности. Гусак ущипнул его за штанину, он увидел большую собаку, приняв её за волка, и огромный жук упал ему на плечо.
Кульминацией произведения является эпизод спасения от быка. Артём испугался сильного животного, которое заглянуло в окно класса. Но учительница успокоила его, сказав, что она, как мама, сможет его защитить. Артём очень удивился, услышав, что у него много матерей. А также Родина — мама для всех.
Разговор с матушкой, которая понимает, что сын повзрослел и уже радостный собирается в школу — это развязка произведения.
Идея рассказа
Не бояться трудностей, уметь их преодолевать, помогать своим родителям, а также гордиться Родиной — мамой для каждого человека.
Вариант 2
Становление и формирование личности человека начинается ещё в детстве, когда ребёнок делает первые шаги в социум и познаёт с окружающий мир. Этот момент очень важен для дальнейшего, успешного развития личности, каким он вырастет человеком, какое у него сформируется мировоззрение и будет ли он полезен для своего общества. Поэтому важно, чтобы на этом этапе маленького человека окружали добрые, заботливые и понимающие люди.
Такой переломный момент в жизни ребёнка автор Андрей Платонов описал в своём рассказе «Ещё мама». Главный герой семилетний мальчик Артём, который не хочет идти в школу. Но причина не в том, что он не хочет учиться, а в том, что он не знает, что это такое и для чего важно учиться. Ведь мальчик с мамой живёт в деревне, где школы не было, её построили только летом. Артём очень сильно любит свою маму, ведь до этого возраста он всё время был с ней рядом, она о нём заботилась, оберегала, защищала. Она для него на данный момент есть самый главный, дорогой и единственный человек в жизни. Только рядом с ней он чувствует себя комфортно и под защитой. И вдруг эта связь между матерью и сыном на какое-то время разрывается, так как Артёму нужно идти в школу. Для мальчика это не понятно, он не желает это принимать, поэтому хочет отказаться от учёбы в школе.
Больше всего Артёма волнует не то, как он сам будет в школе, а то, как же будет без него мама. До этого момента ребёнок был вместе с матерью ежедневно и даже ежечасно. Мальчик по-детски уверен, что это он помогал во всём маме. А сейчас он уйдёт в школу и мама останется одна. Осознание одиночества матери для Артёма является самым страшным и самым тревожным. Он боится, что мама будет скучать, а ещё страшнее, что она может умереть, а его не будет рядом. Конечно, у мальчика присутствует страх и за себя самого, так как защитить и помочь ему, по его мнению, может только мама. Но со спокойствием и добротой в голосе, внушая ребёнку уверенность, мать убеждает ребенка, что всё будет хорошо и он со всем справится.
В реальной жизни это подтвердилось поступками учительницы, когда Артём пришёл в школу. Эта женщина, благодаря своей жизненной мудрости и педагогическому мастерству, смогла пробудить у мальчика интерес не только к учёбе, но и успокоить все его волнения по поводу одиночества мамы. А самое главное учительница смогла убедить ребёнка в том, что его никто не сможет обидеть, так как в школе для него она является мамой, и всегда ему поможет в трудную минуту. Но, а если он будет где-то далеко-далеко, мамой для него будет вся Родина. В итоге мальчик понял, что где бы он не был, с ним всегда рядом будет мама. Благодаря этому у Артёма пропал весь страх и тревожность и он с огромным желанием бежал в школу на следующий день, так как его там ждала добрая учительница, которая на время становилась ему мамой.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что благодаря таким людям, которые со всей душой заботятся о детях, из маленького человечка вырастет полноценная, уверенная и развитая личность без злобы и агрессии к окружающему миру. Ведь подрастающее поколение – это наше будущее. Что ребёнок получит в детстве, то он отдаст в социум во взрослой жизни.
Анализ 3
Рассказ А.П.Платонова «Еще мама» является произведением, повествующим о ситуациях, происходящих в жизни мальчика по имени Артем, проживающего в деревне.
Все события связаны с новым жизненным этапом ребенка. Когда мальчику исполнилось 7 лет, мама отдала его учиться в школу. Писатель подробно знакомит читателя с проблемами, которые появляются у Артема – ученика.
Идя в школу, мальчик знакомится с миром, окружающим его повсюду. Артем встретился с гусаком, жуком, собакой. К мальчику постепенно приходит осознание того, что нельзя быть слишком доверчивым. Необходимо быть внимательным и осторожным. Мальчик с опасением наблюдает за толпой мальчишек около школы. Артему все чуждо и неприятно, в тоже время заманчиво интересно. Однажды мальчик попытался сбежать с уроков, но его попытка бегства не увенчалась успехом. После учебного дня мальчик возвращается домой как будто повзрослевшим.
Повествование в рассказе «Еще мама» построено таким образом, что сцена расставания с мамой описывается в начале и в конце произведения. Различается эмоциональная окраска описываемого действия. В начале произведения писатель показывает более яркие эмоции героев. Маме нелегко отпускать ребенка впервые одного, а мальчику не хочется расставаться с мамой, которую он очень любит.
Основное внимание в рассказе «Еще мама» Платонов заострил именно на эмоциях героев. Их много и каждая из них наполнена горячим чувством взаимной любви между матерью и сыном, а также заинтересованностью Артема в изучении природы и окружающей среды.
Наглядным примером того, что маму в школе заменяет учитель, является теплое отношение учительницы к Артему. Она поддерживает его, сопереживает ему. На таких взаимоотношениях и основывается будущее каждого ребенка.
В своем рассказе автор точно раскрывает детскую психологию, такую ранимую и в тоже время открытую для новых впечатлений. Мальчику необходима помощь взрослых, ведь он находится на пороге новых личных открытий. Перед ним целый мир – интересный и разный. Ребенку тяжело отличить плохое от хорошего, он учится этому, наблюдая за животными и людьми. Впечатления мальчика переменчивы, а выводы не всегда осмысленны. Вот здесь и приходит на помощь учитель. Она направляет Артема.
В произведении «Еще мама» Платонов хотел показать, что любому человеку нужно заботиться о детях. Каждый ребенок должен быть уверен в том, что в этом мире существуют и другие люди, кроме матери, способные защитить и поддержать его в любую минуту.
Несколько интересных сочинений
-
Сочинение Теория о праве сильной личности Раскольникова
Рассматривая идею Раскольникова, бедного петербургского студента, который испытывает существенные душевные страдания по поводу того, что не может оплачивать собственное обучение и помогать женщинам в своей семье, которые влачат довольно жалкое
-
Мое любимое стихотворение Лермонтова Тучи 6 класс сочинение
Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Тучи» относится к числу моих самых любимых произведений автора по нескольким причинам.
-
Образ и характеристика Иуды в романе Мастер и Маргарита
Если Иуда из Кариафа не самый первый предатель на земле, то лишь потому, что у него есть прототип – Иуда Искариот. Казалось бы всё предельно просто. Подойти к человеку, втереться в доверие, пригласить в свой дом и угостить
-
Сочинение Смешное и грустное в Ревизоре (комедия Гоголя)
«Ревизор» – одно из великих произведений Н.В.Гоголя. Написанное в жанре комедии, оно высмеивает власть и произвол, происходящий в мелких городах во время правления Николая Первого.
-
Анализ произведения У Лукоморья дуб зелёный Пушкина (отрывок из Руслан и Людмила)
Александр Сергеевич Пушкин пишет поэму «Руслан и Людмила» в 1820 году. Впоследствии она будет одним из лучших романтических произведений девятнадцатого века. Однако через несколько лет поэт публикует