Анализ стихотворения Пушкина Свободы сеятель пустынный 10 класс
1823 год стал для А.С.Пушкина не лучшим годом для творчества. Южная ссылка, которую он отбывал из-за того, что написал стихотворение против императора, оставила глубокий след в его жизни и работе. В этот период, он создал одно из своих лирических произведений «Свободы сеятель пустынный».
Это стихотворение образец гражданской лирики.
Тема произведения – разочарование в огромной роли поэта как вестника истины и свободы.
Основная мысль заключается в побуждении народа к стремительным действиям за светлое будущее страны.
Условно, произведение можно разделить на две части. В первой повествуется о сеятеле, а во второй – обращение к мирным народам.
Основой сюжета стихотворения становится популярный библейский рассказ о земледельце, который сеет пшеницу, но он не уверен в том, что из всех семян прорастет колосок. Одну часть зерен съедят птицы, вторая – попадет на камень и высыхает без воды, другую – потоптают люди. Лишь небольшая часть семян, попав в благоприятную среду, обязательно взойдет. А.С.Пушкин сравнивает себя с сеятелем. Он верит в то, что ему удастся донести до народа необходимость перемен в обществе. С помощью этого, каждый человек сможет обрести настоящую свободу. Однако, А.С.Пушкин уверен в том, что ему меньше повезло, чем земледельцу, который получил хоть часть хорошего урожая. Поэт расстроен, он считает, что попросту потратил время и силы.
Автор называет народ стадом, которому воля и даром не нужна. В то же время, А.С.Пушкин жалеет о том, что каждый человек заботиться лишь о собственном благе и не осознает, чем это может грозить в будущем. Имея крышу над головой и сытый желудок, современники писателя не хотят осознавать, что они лишь марионетки в руках властей. И это терзает душу поэта. Он осознает, что не в состоянии изменить мнение народа, который привык терпеть и довольствоваться малым.
Размер стихотворения – четырехстопный ямб. Поэт чередует перекрестную рифму с парной. А.С.Пушкин использует средства художественной выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты и стилистические приемы.
Вариант 2
Это стихотворение Пушкин писал в 1823 г. Надо сказать, что то время было сложным для поэта. Он был разочарован в мечтах о любви к вольным поступкам и мыслям.
Пушкин понимает всю несостоятельность попыток добиться свободы. В его произведении он говорит об отсутствии уверенности в результативности своих слов, он не видит влияния своих призывов и наставлений на публику.
Произведение Пушкина “Свободы сеятель пустынный” является позднеромантическим. В нем поэт полностью разочарован в своих романтических идеалах. Стихотворение можно отнести к гражданской лирике.
Сам поэт - просветитель, который сеет в народы идеи преобразований, в том числе революционных. Но в то же время его наставления не предназначены для тех, кого Пушкин ассоциирует со скотом. В нем герой говорит о бездействии народа и отсутствии у него необходимости что-то изменить, сам же он более ничего не может сделать для изменения ситуации.
Он вынужден смириться с пассивной ролью народа. Однако он винит его в отсутствии поддержки его призывов. Все это недовольство и отчаянность выражены романтическим восприятием мира писателя.
Темой произведения является разочарование в самой главной миссии поэта, его отказ от следования пути свободы. Главная мысль все-таки кроет робкую надежду на то, что люди услышат его наставления и призывы.
Во 2-ой части произведения герой призывает к народам, будто решив отказаться от будущих наставлений из-за бездействия людей. Однако произведение обращено к немногочисленной массе, способной понять ее роль в истории и откликнуться на наставления поэта.
В своем стихотворении мастер слова пытается разбудить те единицы масс, которые еще могут высказать свое недовольство и начать двигаться к свободе. Те же, кто причислен к «стаду» не находят поддержки в его словах.
Эпиграф заимствован из Евангелия Матфея. Это 1-ая строчка притчи про сеятеля. В ней Иисус говорит о восприятии Слова Бога. Но не все слышат его и действуют по его законам.
Сеятель в притче является самим Иисусом. Поэт же сравнивает с ней свои задачи и призывы к освобождению и противоречию проповедям Иисуса. Поэт, однако, уже не надеется получить отклик толпы. В стихотворении он говорит о том, что потерял немало времени и его труды были напрасны.
Данное сочинение можно разделить на 2 части. В 1-ой из них рассказывается о деятельности поэта-сеятеля, и его “живительном семе” – работах политического характера и высказываниях. Во 2-ой же части вначале был использован черновик “Моего беспечного незнанья”, а потом она приобрела свою окраску.
Анализ стиха Свободы сеятель пустынный
Пушкин открывает свое стихотворение фразой на стилизованном церковнославянском, которая отсылает к Евангелию от Матфея. В этом Евангелии, а также в некоторых других библейских источниках, есть притча о сеятеле, который засеивает семена в сердца людей, каждый из которых по-своему воспринимает дарованное семя.
Вообще трактовки тут могут быть немного разные. С одной стороны сеятель является Господом и семя даровано каждому человеку изначально, только он может распорядиться им различным образом. Например, жизнь праведная и с верой является взращиванием семени, а жизнь бездарная – не дает полезных всходов.
Также сеятелем является пророк и несущий слово Божие. Учитывая то, что новый Завет посвящен в основном Иисусу, то сеятелем является именно он, тот, кто засевает слово, которое также пробуждает, то изначальное семя. Иисус является самим Господом, точнее Его сыном, но Он – составная часть Троицы и представляет собой небесную иерархию, поэтому дар его слова тоже является даром божественным.
Соответственно, так или иначе, Пушкин обращается к Господу и в рекомендательном тоне указывает не засеивать «семена своя». Вполне возможно также сеятелем Пушкин считает и себя, тогда он кощунственно сравнивает себя с Иисусом или, как минимум, великим пророком. Подобная гордыня и надменность уже являются препятствием для того чтобы выступать в качестве настоящего пророка.
На мой вкус, дальнейшее стихотворение пронизано не только надменным, но и человеконенавистническим настроением. Пушкин берет на себя какую-то миссианскую роль, в которой, будто бы разочаровывается после стараний «но потерял я только время» и понимает, что простые люди – не более чем скот. Мне кажется, подобное отношение может обуславливаться только слабостью и несостоятельностью автора, который на фоне своего привилегированного положения и каких-то достижений, начинает мнить себя великим созданием, превосходящим других.
Тем не менее, совершенно очевидно, что, если взять, даже пусть не всех, но некоторых из «народов» про которых пишет Пушкин и предоставить этим людям подобные условия, то они смогли бы достигнуть не меньшего. Поэтому пренебрежительное отношение к «стадам», которым не нужны «дары свободы» кажется слегка опрометчивым, ситуация не так однозначна. С другой стороны нотки разочарования и общий посыл данного стихотворения мне вполне понятны, толпа – тупа, действительно, этот факт довольно часто имеет свое подтверждение.
Анализ стихотворения Свободы сеятель пустынный по плану
Возможно вам будет интересно
-
Анализ стихотворения О, как безумно за окном Блока
Одно из самых чувственных и прекрасных стихотворений Александра Блока. Не многие знают, что ранняя лирика поэта касалась пейзажей, природы, чувств. Такие работы Блока показывают его совершенно с другой стороны
-
Анализ стихотворения Высоко полный месяц стоит Бунина
Произведение относится к раннему творчеству Бунина. В стихотворении он описывает деревенский пейзаж и порождаемые им впечатления.
-
Анализ стихотворения Некрасова Признание
В этом стихотворении автор признается в любви к своей ненаглядной. Сколько прекрасных имен, эпитетов он для нее придумывает! Она и краса младая, и царица... А герой, понятно, готов стать её рабом.
-
Анализ стихотворения Сосна (На севере диком) Лермонтова 6 класс
Лермонтов знал множество языков, но никогда не переводил иностранные произведения, по мнению поэта у него было достаточно своих размышлений и образов, он не хотел заимствовать их у иностранных писателей. Но всё же 1841 году он сделал несколько переводов
-
Анализ стихотворения Андрея Белого Родине (Рыдай, буревая стихия)
Произведение, написанное после революции 1917 года, выражает видение автором России, произошедших в ней изменений и его мысли о будущем страны.