Анализ стихотворения Соловьи Некрасова 5, 6 класс
Произведение посвящено тяжелому положению простого народа. Описывая сцену из крестьянского быта, Некрасов показывает несправедливость существующего строя, по отношению к низшим слоям населения.
В начале стихотворения автор рисует идиллическую картину из крестьянской жизни. Все описываемое им вполне правдоподобно. Молодая крестьянка с маленькими детьми идут на праздник в рощу, где собралось все село. Автор намеренно показывает эпизод из крестьянской жизни, который по своему характеру не связан с тяжелым трудом, необходимостью платить землевладельцу или государству неподъемные суммы. Действие происходит во время сельского праздника – одного из немногих дней, когда крестьяне могут отдыхать и веселиться. Автор подчеркивает веселые разговоры и смех собравшихся.
Далее речь также ведется о певчих птицах. Крестьянка рассказывает своим детям, что одно время соловьи исчезли из этой рощи, так как местные жители в большом количестве их ловили. Однако и эта история с птицами закончилась хорошо: было принято решение прекратить охоту на соловьев, после чего те вернулись. Теперь у этих птиц есть место, где они в безопасности. Казалось бы, получается благостная история из жизни крестьян, которые иногда любили рассказывать помещики.
Однако уже в конце произведения, репликой старшего сына крестьянки, Некрасов раскрывает, зачем он написал это стихотворение и почему обратился к теме певчих птиц. Ребенок спрашивает мать, есть ли подобное безопасное и привольное место для людей. И поэт, устами крестьянки, отвечает, что для людей такого не существует. В ее ответе расшифровывается, что именно автор считает аналогичным силкам и клеткам для птиц. Это подати и рекрутская повинность.
Высокое налогообложение и мобилизация в армию на 25 лет, в основном, касались крестьян. Крестьяне – герои стихотворения, подтверждают, что речь шла о самой многочисленной группе населения тогдашней России.
В своем стихотворении поэт, желавший облегчить страдания своего народа, донес свои мысли до читателя. При этом он сумел избежать излишней патетики и не создавал картины ужасающих бедствий. Прочитавший произведения сам должен сделать очевидный вывод. С точки зрения пропаганды своих идей, Некрасов сделал верный ход, показав веселых отдыхающих крестьян. Читатели из средних и высших слоев общества, таким образом, воспринимали их в качестве таких же людей, как и они сами с обычными житейскими радостями.
Вариант 2
Некрасов – наследственный русский дворянин и великий стихотворец своего времени. Несмотря на его статус, Николаю Алексеевичу неизменно была небезразлична жизнь и удел простого народа. Почти все стихотворения Некрасова, так или иначе, раскрывают подробности сельского быта, понуждая читателя проникнуться состраданием и симпатией к закрепощённым крестьянам.
Так, например, в стихотворение «Соловьи» речь идёт не столь о птицах, сколь о мечте крепостного народа. Мечте о месте, где не будет дворянской власти, податей и рекрутчины, и где народ сможет подобно соловьям выращивать своих детей, трудиться лишь ради блага собственной семьи, петь песни и радоваться жизни, ничего не опасаясь.
Автор подаёт это сопоставление весьма мастерски, почти незримо вплетая в повествование о дивной роще строки, помогающие нам прочувствовать атмосферу крестьянского бытия.
Эту атмосферу создаёт и сама структура, лексика произведения. Незатейливые, короткие фразы, простые, бытовые обороты. Автор не даёт читателю забыть, от чьего лица ведётся рассказ, с помощью периодических фраз, обращённых непосредственно к чадам лирической героини [«(Клим, не трогай Сашу!)», «Да не мешай же мне, проказник!»].
Также прекрасно передан образ крестьянки – примерной русской матери. От лица автора о ней нет ни слова, однако, по мере повествования перед глазами сам собой возникает образ трудолюбивой, кроткой женщины, которая работает днями напролет, но несмотря на это не утратила любви к жизни. Она находит в своём сердце силы любить не только собственных детей, но и природу, животных, и прививает своим детям эту любовь к природе.
Обратим внимание на финальные строки:«А если б были для людей Такие рощи и полянки, Всё на руках своих детей / Туда бы отнесли крестьянки...»
Женщина не говорит о том, что сама отправилась в чудное место, она грезит лишь о счастье для своих детей.
Эта самоотверженность окончательно укореняет в сердце читателя симпатию и восхищение лирической героиней.
Поражает также и оптимизм, жизнерадостность; в произведение почти не говорится о тяжёлом быте и непосильной работе, а лишь о празднествах, песнях и веселье.
Но несмотря на это автор умудряется дать нам прочувствовать, ощутить всю нелегкость положения крестьян. Не упоминая о проблеме напрямую, Некрасов, тем не менее заставляет нас проникнуться проблемой, исчезнувшей ещё в позапрошлом столетии. Это ли не подлинное ремесло поэта?
В нашу эпоху не так важна тема отношения к простому люду, но как никогда злободневна тема отношения к природе. На примере небольшой рощи Некрасов показывает, каким прекрасным может быть мир, наполненный беспечным щебетанием птиц, благоуханиями диких трав, и как хорошо может быть людям бок о бок с братьями нашими меньшими.
И на примере той же рощицы показано, как печальны могут быть для самих людей результаты их же бездумного, корыстного отношения к природе.
Анализ стихотворения Соловьи по плану
Возможно вам будет интересно
-
Анализ стихотворения Рубцова Родная деревня 5 класс
Стихотворение Николая Рубцова с первых же строк пересказывает биографию поэта. Никольское-это село, где вырос Рубцов. После того, как повзрослел, поэт осознал, что малая родина-замечательное место. Во многих своих работах, стоит сказать
- Анализ стихотворений Плещеева
-
Анализ баллады Жуковского Людмила 9 класс сочинение
Василий Андреевич Жуковский стал родоначальником темы романтизма со своим неповторимым стилем. Баллада «Людмила» написана Жуковским на основе произведения немецкого поэта Бюргера.
-
Анализ стихотворений Баратынского
Евгений Баратынский – практически «основатель» русской поэзии, человек, создававший поэтический язык, переводчик и патриот. Его насыщенные стихи поражают до сих пор.
-
Анализ стихотворения Псевдопоэту Фета
Это не очень большое стихотворение состоит из пяти строф по четыре строки. Здесь автор обращается к тому самому псевдопоэту. Монолог этот довольно эмоционален, строг, обличителен