Анализ стихотворения Прощай немытая Россия Лермонтова
Это знаменитое стихотворение, относится к 1841 году. Оно входит в сборник стихов и сочинений М.Ю. Лермонтова, но до сих пор историки и культуроведы спорят и не могут до конца быть уверены, что автором данного произведения является Михаил Юрьевич.
Первое, что бросается в глаза, когда читаешь «Прощай, немытая Россия...», соотношение размера произведения и количества мощных фраз в нем, определяющих ожесточенно настроенный характер произведения. Названием стихотворения служит первая строка: «Прощай, немытая Россия, ...», она же сражает сразу наповал. Здесь слышится и сильное презрение («немытая») и неожиданное желание скорее расстаться («прощай») с Родиной, качества совершенно несвойственные поэту. И далее, на протяжении всего короткого произведения (всего два четверостишия), автор «клеймит» страну жестокими сравнениями («Страна рабов, страна господ»). Называет русских людей «рабами», а царский режим: «мундиры голубые», «паши». Изъявляет желание скрыться «за стеной Кавказа» от власти того времени: «От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей». Абсолютно каждая строка пропитана ненавистью, будто плевок в сторону государства, и от этого еще более странно выглядит данное произведение среди всей остальной лирики Михаила Юрьевича. Вообще сам стиль написания не свойственен для поэта, он нигде и никогда не употреблял подобных фраз в своем творчестве.
Конечно, Лермонтов всегда шел вразрез с общепринятыми нормами, поэт-бунтарь, поэт-мятежник... Он жил лишь чувствами и эмоциями, у него все было на пределе, если любил, то жарко, если ненавидел, то до глубины души своей! Зная импульсивность поэта, можно подумать, что возможно он находился в расстроенных чувствах и таким образом выразил свою обиду. Но, это стихотворение слишком выделяется, контрастирует со всеми остальными стихами того временного отрезка. Не совпадает по стилистике, не найдено ни одной достоверной записи в черновиках, некоторые слова имеют несколько вариантов написания (синонимов) и, наконец, о нем стало известно неожиданно, спустя время (в начале 70-х годов) от предполагаемого выпуска произведения.
Например, в этом же году (1841г.), было написано знаменитое стихотворение «Родина», в котором он буквально с первого вздоха начинает воспевать любовь к России («Люблю отчизну я, но странною любовью!»). И заканчивает его, выражая свою симпатию к простым крестьянам («Под говор пьяных мужичков»). Именно таким мы привыкли «видеть» Лермонтова, который умел разглядеть красоту во всем русском. Он бесконечно был предан своей отчизне и выражал свою любовь в мелочах: тонко описывая природу, людей и уклад жизни простых крестьян.
Таким образом, это произведение и по сей день создает много вопросов и споров. Большинство «сильнейших умов» небезосновательно считают стихотворение Лермонтова «Прощай, немытая Россия...» подделкой, не имеющей никакого отношения к поэту.
Вариант 2
Лермонтов в своей лирике часто остро и критически высказывался на социальные и политические темы, волновавшие всю Россию. За такие вольности поэт часто подвергался гонениям. Одним из таких наказаний и послужило принудительное направление его на Кавказ.
Дата создания стихотворения до настоящего времени обсуждается историками. Это либо 1840 либо 1841 годы, предшествовавшие выдворению из Петербурга и ссылке на Кавказ. Споры вызваны тем, что произведение было напечатано только в конце 19 века. До этого момента передавалось в узких кругах, списанное с оригинала. Эта ситуация даже породила некоторые споры об авторстве.
В данном произведении Лермонтов выступает с резкой критикой политического строя в стране и бездействию общественности. Называя Россию «немытой» автор говорит о серости и отсталости государства, скрывающегося за фасадом из блестящих научных открытий и литературных произведений. На самом деле общество поделено на два класса, и государственный аппарат строго следит за сохранением такого строя, недопущением вольнодумства и малейших изменений.
В действительности это было тяжелое время для Лермонтова. Разочарованный жизнью и высшим обществом, он желал покинуть военную службу и заниматься только литературой. Но жесткая цензура и всепроникающие глаза и уши жандармерии вызвали у него отвращение. Подобное чувство безысходности сделало ссылку на Кавказ для писателя единственной возможностью освободиться от гнета. Впоследствии современники писали, что государство в России настолько довлеет над вольнодумцами, что единственным выходом для них становилось участие в Кавказских войнах.
В период Советского союза стихотворение использовалось как иллюстрация неприязни всего народа к государству того времени, выраженная в словах одного поэта. Однако нельзя утверждать, что Лермонтов ненавидел Россию. Наоборот, указание на недостатки стало возможно из его любви к Родине и желанию видеть ее лучше и сильнее. Поэта возмущает не только полицейский строй государства, но и покорность народа, потворство высших слоев общества, сравнимая с рабской.
Это глубоко личное и пронзительное произведение стало официальным прощанием с Родиной перед ссылкой на Кавказ, где трагически оборвалась жизнь Лермонтова. В нем можно почувствовать роковое влияние судьбы, не позволившей писателю вернуться обратно.
Анализ 3
Стихотворение Лермонтова было создано в 1841 году. Написано оно как раз перед, как и говорит поэт в своем стихотворении. Михаил Лермонтов был человеком тонкой натуры: обидчивый и ранимый. Как следствие этого им было написано достаточно произведений, которые несут собой споры.
Может быть, Лермонтов написал данное стихотворение под каким-то впечатлением, что свойственно ему, потому что смысл стихотворения ясно отражает внутреннее состояние поэта. Он настроен отрицательно. Лермонтов понимал, что его литература не воспринимается, она открытая, оппозиционная. Трудно было ему найти свое место в обществе, из-за чего он находился в ужасном настроении.
Самое явное, что можно сказать о стихотворении, так это то, что оно показывает все недостатки, мрачные закоулки России того времени. Начинается такой враждебный настрой с самой первой строчки, где говорится о «грязных» людях, но грязь запятнала их душу, образ жизни. «Страна рабов, страна господ»-конечно мы понимаем, что Лермонтов говорит о крепостном праве, когда одни люди решали, что они выше других и превращали их в своих рабов. Лермонтов упоминает «голубые мундиры», применяя такую метонимию, поэт имел в виду стражей порядка, солдат, которые подавляли людей в поиске свободы.
Лермонтов уезжает на Кавказ и больше не возвращается на Родину - погибает. Есть мнение о том, что поэт чувствовал смерть, ведь он вполне мог обладать даром. На такую мысль наталкивает одно из его стихотворений «Предсказание». Стоит упомянуть о том, что Лермонтов все-таки восхищался Родиной, понимая, какая великая у России история и народ. Он любил Россию, но видеть ее такой жестокой не мог. В последней строфе он говорит о том, что убегает от глаз, ушей, которые все видят и слышат: говорил ли он о власти, которая не позволяла поэту быть свободным, либо он говорил о людях, которые не хотели его понимать.
Анализ стихотворения Прощай немытая Россия по плану
Возможно вам будет интересно
-
Анализ стихотворения Орина мать солдатская Некрасова 7 класс
На первой позиции в творчестве Некрасова выступает тема тяжёлой судьбы русской женщины. Безволие и бесправие сопровождали их на протяжении многих лет. Прообразом за всех страдающих женщин
-
Анализ стихотворения Вор Некрасова
Некрасов, имеющий большой опыт в журналистике, использовал элементы публицистики в лирических произведениях. Многие его стихотворения – это краткие хроники бытовых сцен на городских улицах, наполненных простым людом, извозчиками, торговцами, нищими.
-
Анализ стихотворения Вознесенского Сага
Произведение, опубликованное в качестве составной части поэтического сборника «Соблазн», является автобиографической историей любви поэта к русской актрисе и повествует о трагическом
-
Анализ стихотворения Буря Некрасова
Стихотворение под названием «Буря», написанное Некрасовым, полностью раскрывает автора, как человека достаточно романтичного и целеустремленного. Складывается впечатление
-
Анализ стихотворения Я выросла Барто
Произведение является составной частью лирического творчества поэтессы, посвященного детям. Композиционная структура стихотворения отличается простотой и ясностью и состоит из пяти четверостиший