Анализ стихотворения Лермонтова Дума 9 класс
тихотворение «Дума» М. Ю. Лермонтова относится к позднему периоду его творчества и представляет собой итог многочисленных размышлений о сущности и судьбе поколения, к которому принадлежал и сам поэт.
Неторопливый темп и печальное настроение «Думы» приближают ее к элегии, но сатирический тон и необычная форма делают ее весьма нетрадиционной. Написанное шестистопным ямбом стихотворение читается очень размеренно и как бы приглашает прислушаться к невеселым рассуждениям лирического героя, которым, очевидно, является сам автор.
Свое поколение Лермонтов видит крайне потерянным и обмельчавшим. Представители его с колыбели влачат на себе «ошибки отцов», «вянут без борьбы» и шагают навстречу своему мрачному будущему смиренно, не пытаясь ничего изменить или оставить след. «И ненавидим мы, и любим мы случайно», - говорит лирический герой, подчеркивая, что не только дела, но и чувства его современников лишены смысла. Не только будущее страны – даже собственные жизни не волнуют этих людей, и это - самое страшное.
Важно понимать, что речь идет о молодежи 30-х годов девятнадцатого века. То есть поколение прошлое – смелые и деятельные декабристы, сражавшиеся за свои идеалы. Будущее же поколение хоть и лишено в тексте Лермонтова ясных черт, автор как бы заранее чувствует его превосходство и осуждение. В настоящем же нет ничего: и жизнь пуста, и люди исчерпали себя раньше, чем успели сделать хоть что-то.
Надо заметить, что автор никак не выделяет себя из этого равнодушного строя. Неустанно повторяя «мы», он смотрит на самого себя как на часть пропащего поколения, но именно его критический и печальный взгляд говорит читателю о том, что он – не то же, что эти безразличные люди, на душе у него беспокойно и горько. Это сочетание объективности и участия - одна из причин, по которой «Дума» является сильнейшим стихотворением в гражданской лирике М.Ю. Лермонтова.
Анализ стихотворения Дума Лермонтова
Стихотворение «Дума» было создано Лермонтовым в 1838 г., в зрелый период его творчества. Тема, развивающаяся в произведении, во многом перекликается с «Героем нашего времени».
Автор затрагивает серьезные философские и гражданские вопросы. Он скептически смотрит на современное поколение, которое недостойно своего великого прошлого и не имеет будущего. В стихотворении легко угадывается намек на поколение декабристов, которое имело перед собой четкие идеи справедливости и добра. Декабристы были мужественными людьми, которые ради блага родины не щадили своих жизней.
Последекабристское поколение выросло в удушливой атмосфере строжайшей цензуры и запретов. Ему было разрешено стремиться лишь к богатству и развлечениям. Великие идеи были похоронены и осмеяны обществом.
Лермонтов признает, что молодые люди, обладающие сильной волей и характером, не имеют возможности проявить себя на достойном поприще. Образование делает их холодными и расчетливыми эгоистами, которые «к добру и злу постыдно равнодушны». Покорность перед властью делает из людей «презренных рабов», дорожащих лишь собственным благополучием.
Автор считает, что его современники с рождения заражены слабостью и безволием. Это порождает раннюю духовную опустошенность и преждевременную усталость от жизни. По мнению Лермонтова, это означает нравственную смерть, которая намного страшнее смерти физической.
Ничто не может расшевелить зачерствевшие человеческие души. Любовь и ненависть не овладевают людьми. Эти чувства случайны, возникают и исчезают без следа. Один из главных недостатков людей – отсутствие каких-либо возвышенных целей. Каждый стремится к тому, чтобы спокойно, не вызывая нареканий в обществе, прожить свою никчемную жизнь.
Неутешителен суровый приговор Лермонтова своему поколению. Бессмысленно прожитая жизнь не оставит после себя ничего хорошего и достойного подражанию. Автор верит в наступление лучших счастливых времен. Он считает, что потомки с презрением будут смотреть на его современников, которые не сделали абсолютно никакого вклада в духовную копилку общества.
9 класс
Анализ стихотворения Дума по плану
Возможно вам будет интересно
-
Анализ стихотворения Собаке Качалова Есенин
Стихотворение Есенина «Собаке Качалова» было написано в последний год жизни поэта. Произведение посвящено собаке народного артиста СССР – В. И. Качалова, с которым Есенин был в приятельских отношениях.
-
Анализ стихотворения Дума Некрасова
Своё стихотворение «Дума» Николай Алексеевич написал в год отмены крепостного права. Тысячи крестьян тогда были освобождены от суровых помещиков, однако, долгожданная свобода оказалась не такой радужной, как виделась в мечтаниях.
-
Анализ стихотворения Рыцарь на час Некрасова
Это очень длинное стихотворение, состоящее из маленьких и больших строф. Ровное по ритму, но нельзя сказать, что лёгкое при чтении. В нём много описаний (с метафорами и эпитетами), много философских размышлений поэта
-
Анализ стихотворения Мои читатели Гумилева
Когда человек чувствует, что совсем скоро расстанется с жизнью, начинает задумываться над тем, как он прожил жизнь и что сделал для себя, а также и для других хорошего, а чего сделал плохого.
-
Анализ стихотворения Пушкина Бесы 6, 9 класс
Одно из знаменитых стихотворений великого русского писателя Пушкина Александра Сергеевича Бесы с самого начала отличается своей многоплановостью и разносторонностью.