Анализ стихотворения Пушкина Бесы 6, 9 класс

Это стихотворение состоит из семи строф по восемь строк в каждой. Автор создаёт мистическое настроение, в конце последней строфы уже верится в тех самых «бесов», хотя началось всё с описания непогоды.

В первой строфе показан вид, открывающийся с саней, в которых едет рассказчик. Конечно, поэт не ограничивается передачей только того, что видит. Он создает полную картину со звуками, ощущениями. Например, передается тут звук колокольчика – «дин». Автор использует интересные метафоры. Вот луна освещает невидимкой (тут ещё и устаревшая форма на «ю»), то есть её и не видно, но свет есть. Снег здесь летучий, он не ложится на землю, а летит по ветру.  

Повествование здесь основано на повторах. В первой строчке из четырех слов дважды «тучи», а глаголы, понятно, в сходной форме. В четвертой – дважды «мутно», в пятой подряд «еду», что создает ощущение монотонности движения, широкой равнины. И в последней строке дважды рядом «страшно». Поэт поясняет, что тут любому бы стало страшновато, явно неуютно в этой тьме и холоде.

Во второй строфе начинается монолог ямщика. Сначала автор обращается к нему с приказом поспешить, но тот отвечает, что нет сил, и вьюга его ослепляет. И не только у него, но главное – у коней. И дороги занесены. Его слова эмоциональны с восклицаниями, вставками вроде «хоть убей». Ямщик заявляет, что бесов их «водят». И это они кружат по сторонам. Можно было б предположить, что он просто хочет свалить вину на несуществующую силу, но в стихотворении нет ни юмора, ни иронии. Простой ямщик явно верит в бесов, а рассказчик не отрицает их.  

Далее следует раскрытие этого утверждения, почти доказательство. Ямщик призывает собеседника посмотреть внимательно. Со слова «вон» (там) начинается и первая, и третья строчка. Здесь много глаголов, которые обозначают действия беса… Конь уже стал «одичалым» от страха. По мнению ямщика, бесы не только могут «физически» влиять, они и магически то становятся огромными – заслоняют путь, то превращаются в искру и даже пропадают без следа.

После этого поэт уже сомневается – пень перед ним или демон. Перелом происходит в стихотворении, когда умолкает колокольчик, кони замирают. И поэт видит духов. В предпоследней строфе много вопросов без ответа про этих демонов.

В стихотворении не делается никакого вывода, оно замыкается описанием равнины. Последняя и первая строфа почти одинаковы, только в конце Пушкин добавил описание «бесов».

Вариант 2

Одно из знаменитых стихотворений великого русского писателя Пушкина Александра Сергеевича "Бесы" с самого начала отличается своей многоплановостью и разносторонностью. Стоит отметить, всё это очень быстро, буквально с первых строк раскрывается в загадочных, мистических, мрачных и печальных образах, которые были использованы для создания этого произведения.

Приступая к прочтению данного произведения, изначально каждый читатель может увидеть довольно обыденную и естественную картину, которая могла бы случиться с каждым человеком в этой жизни. Некий путник, который совершал свой путь был остановлен метелью, что естественно вызвало у него разочарование, печаль, грусть и присутствие недобрых мыслей.

Но, в произведение которое названо мистическим не может быть всё так просто и обыденно, и об этом можно догадаться даже по одному только названию.

Прежде всего автор хотел описать образ русской зимы - снега, метели, лютый холод, всё это нагнетало и вызвало странные мысли. Как и этот путник, который оказался совершенно один в заложниках у стихии, с которой он просто не в силах был сопротивляться.

Нужно отметить, что первая часть стихотворения является более спокойной, нежели вторая, которая наполнена теми самыми мистическими обстоятельствами.

Анализ стихотворения Бесы Пушкина 9 класс

Стихотворение «Бесы» полно образных мотивов. Изначально, создается картина того, что что-то неладное творится кругом. Образы неспокойной мутной ночи, невидимки-луны, злой вьюги с первых же строк создают впечатление затаившейся опасности. А вслед за вьюгой появляются и бесы – персонажи малоприятные. Они шутят над путниками, сбивая их с пути, не давая двигаться дальше.

На первый взгляд, может показаться, что Пушкиным описывается просто картина «недоброй» ночи, когда путник и ямщик становятся жертвами бесовских козней. Но, зная те жизненные обстоятельства, которые имели место быть в жизни поэта на тот момент, истолковать его можно совсем иначе. Изначально стихотворение называлось совсем по другому – «Шалость».

Во время его создания Александр Сергеевич находился долгое время в Болдино. Лютовала вспышка холеры, из-за которой он и не мог покинуть это место. В добавок, была, в связи с обстоятельствами, отложена свадьба поэта. Вот тут и появляются «бесы». В переписках Пушкина того времени слова «я взбешен», «я в бешенстве», относящиеся к сложившейся ситуации, так и пестрят.

Вот и получается, что «Шалость» превращается в «Бесов», отражая и внутренние переживания поэта, и сложившуюся обстановку, которая их вызывала. В стихотворении путники не могут далеко проехать, ровно, как и поэт не может выбраться из Болдина. Им мешают бесы – проблемы, вьюга – вихорь закрутивших ненастий.

Понимать смысл этого стихотворения можно и в более широком смысле. С одной стороны, можно рассматривать его, как проблемы, бушевавшие в царской России в общем. И, как вихорь различных событий мешал движению вперед, оставляя во власти вьюги и бесов – невозможности продвижения и страхов, народ.

Еще одна картина, раскрываемая в этом  стихотворении – жизненный путь поэта. Вьюга – события, закружившие его на этом пути. Бесы – препятствия, слепящие глаза, не давая свободно и с уверенностью смотреть вперед, найти выход. Дорога издревле олицетворяла жизненный путь. И вот, на этом пути изображаются вихрь препятствий и разбушевавшихся проблем. Ямщик – проводник, который так же не в силах справится с бесами. Колокольчики – символ защиты от нечистой силы. Звон их обнадеживает и успокаивает. Но они, в какой-то момент в стихотворении, смолкают. А кони, несящие вперед по пути, встают. После продолжения движения, путнику все же надрывают сердце бесы, не желающие оставлять его в полном покое. А тучи продолжают сгущаться – повторяется начальная картина.

6 класс, 9 класс

Анализ стихотворения Бесы по плану

Бесы

Бесы

Возможно вам будет интересно