Анализ стихотворения Серенада Фета

Стихотворение относится к раннему творчеству поэта. Оно написано в 1944 году. Фет нередко обращался к «вечерней» тематике поэзии. Его «Серенада» навеяна чертами романтизма и в то же время напоминает русскую протяжную или колыбельную песню. Возможно, поэтому его стихотворение использовали различные композиторы (например, Сергей Танеев).

Оно относится к природной лирике и написано в жанре серенады в сочетании с колыбельной песней.

Основная тема — приближение ночи, подготовка ко сну. Лирический герой кого-то убаюкивает. Он будто напевает, как природа готовится ко сну. Вокруг все затихает, кроме соловьев, которые возвещают о наступлении ночи, и кто-то играет мелодию на струнном инструменте, склоняя на успокоение и ночной отдых. Для усиления образа темного времени суток поэт вводит духовный образ: ангельские очи, которые будто наблюдают и охраняют сны. Можно предположить, что герой убаюкивает ребенка — придать ему женские черты. Однако можно сказать, что песня направлена и любимой юной девушке.

Основная идея — показать красоту сумерек и ночи. Поэт изображает, как успокаивается природа и постепенно засыпает. Вначале он показывает визуальные образы, как затухает вечер, свежеет воздух. Затем появляются звуковые эффекты — песни соловья и успокаивающая мелодия струнных инструментов. В конце появляется духовный (можно даже сказать мистический) образ, который непосредственно погружает в сон и защищает в ночное время. Рефрен «спи, мое дитя» напоминает убаюкивание и звучит как лейтмотив, наводящий на сновидения.

Настроение у стихотворения светлое и спокойное. Несмотря на то, что сгущаются сумерки, очарование им придает музыка и ангельский лик, который защищает от ночной мистики. Герой постепенно укачивает младенца и читателей.

Поэт насыщает стихотворение художественными приемами: эпитетами (зной воздух), метафорами (вечер догорает; ночь в образе ангельских очей), олицетворение (вечер золотит горы; дыханье ночи). Используется рефрен для усиления погружения в сновидения.

Стихотворение написано в форме трех катренов редким размером: соединение четырехстопного хорея (первая и третья строка) с трехстопным (вторая и четвертая строка) с перекрестной рифмой (АБАБ, женской и мужской).

Серенада — ночная песня. Поэту удалось в этом стихотворении соединить этот романтический жанр с русской колыбельной песней, что придало ему большей выразительности. Светлые образы придают теплоты сгущающимся сумеркам, а духовный ангельский образ — чувство защиты и успокоения. Особенность рифмы придает стихотворению музыкальность и певучесть.

Вариант 2

Художественный мир Фета обладает своими особенностями, одна из которых рассказывает о том, что вечер – это время обрести спокойствие и найти себе место для отдыха и покоя. В ночное время суток автор может обрести гармонию и спокойствие, отдохнуть от себя самого и собственных мыслей.

Он говорит о том, что скучный голос обыденного дня, сменяется на тишину и отдаленные звуки. Сюда же вписывается и описание сна, в который потихоньку погружается лирический герой. Для Фета привычно описывать ситуации, которые разворачиваются на фоне ночного неба, которое является неизменным спутником романтики.

Фет все больше погружается в тему и открывает свой стихотворный метр, в стихотворении «Серенада», которое было написано в 1844 году, автор раскрывает не только особенное содержание, но и особенное чередование четырех и трехстопных хореев. Это произведение после получит известность как музыкальное, потому что его лиричность и музыкальность не смогли остаться в стороне и увлекли многих известных композиторов, подарив им вдохновение и любовь.

Автор рассказывает в ней о лирической любви, о том, как герой ждет тайного свидания, которое возможно только на фоне ночного неба. Особая романтическая атмосфера позволяет им насладиться общением друг с другом.

Фет создает фактически идеальную ночную зарисовку, он описывает как постепенно сгущаются сумерки, а терпение заканчивается, возлюбленные ждут общения и возможности видеть друг друга.

Потом внимание молодого человека с окружающей природы, переключается на отдаленные звуки соловья, которые представляют собой струнный перебор, наполненный нетерпением и жаждой встречи.

В последнем четверостишие автор рассказывает о том, что есть божественное начало, при этом автор говорит о символической плоскости. Все герои ждут момента встречи и возможности общения.

Фетовская «Серенада» рассказывает о том, насколько глубокими будут чувства. Они находят отражение в окружающей природе, таким образом автор передает происходящее. Лирическому герою трудно держать свои эмоции в руках, но при этом он старается дожить до желанной встречи. Его душу переполняет ожидание, поэтому он фактически поет серенаду девушке, которую с такой страстью ожидает, а тайна встречи нагнетается сумраком, который спускается на землю.

Анализ стихотворения Серенада по плану

Серенада

Серенада

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Расстались мы, но твой портрет Лермонтова

    Произведение, входящее в сборник «Стихотворения», относится к любовной лирике поэта, созданным в стиле романтизма,и посвящается не угасшей любви к женщине, с которой пришлось расстаться.

  • Анализ стихотворения Она Гумилева

    Перед нами стихотворение о возлюбленной поэта, которое было написано в 1912 году и опубликовано в сборник Чужое небо в том же 1912 году. Вся прелесть произведения в том, что Гумилев создал образ своей идеальной женщины

  • Анализ стихотворения Деревня Фета

    Данное стихотворение является частью раннего творчества поэта и создано во время обучения Фета в Москве. Живя в крупном городе, он ностальгирует по деревенской жизни, всё больше вовлекаясь в приятные воспоминания.

  • Анализ стихотворения Я ненавижу свет Мандельштама

    Произведение является собой глубокие мысли о своей судьбе, предназначении и сущности бытия, навеянные ему знакомством с Мариной Цветаевой. Оба они чувствовали некую труднообъяснимую духовную близость, которая, однако, не кончилась романом.

  • Анализ стихотворения Я люблю тебя Бальмонта

    Произведение относится к любовной лирике поэта, являющегося одним из ярких представителей поэзии «серебряного века».