Анализ стихотворения Есенина Не жалею, не зову, не плачу...
Поэт, в своих работах, не любил поднимать философские темы, утверждая, что жизнь и смерть – это не главное, что должно быть в литературе. Но, все-таки и он прибегнул однажды к этому вопросу, создав достаточно тонкое и неземное стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…», где размышляет о своем творчестве, о своей жизни, чувствуя, что не долго ему осталось жить на этом свете.
Стихотворение было написано, когда поэту было всего двадцать шесть лет. Кажется, зачем в таком возрасте задумываться о жизни, о ее смысле, когда все только начинается, когда в тебе столько жизненной энергий, когда ты полон сил и действий. Но поэт не из числа всех, он развивался духовно куда быстрее своих сверстников. И уже к своим годам познал многое. Успел побывать и алкоголиком, и хулиганом, но это все не помешало стать великим поэтом, гражданином России. И в момент написания, его мысли, слог, выражали поистине зрелого старца, повидавшего многое на своем жизненном пути и который смело, может подводить итоги своей долгой и не простой жизни.
Произведение начинается о том, где автор утверждает, что ему не о чем желать и тут же противоречит, поскольку его стихотворение пронизано печалью и пониманием того, что у него нет больше шанса что-то изменить, что-то исправить. Есенин никого не обвиняет, это просто факт, факт случившегося, и что это нельзя исправить «увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым». Понять можно по-разному, но скорее всего, автор имел в виду, поздно что-либо менять. Да, он молод, его жизнь только начинается, но он уже узнал вкус победы и разочарований. И пройдя через многие испытания, стал проще смотреть на этот мир.
Оценивая свою жизнь, автор находится в некой растерянности, в подавленности, у него создается ощущение, что находится в каком-то забвении, он спит, это происходит не с ним «проскакал на розовом коне». Благодаря ощущениям прошлого, вынуждает заново пересмотреть свою жизнь, доказывая, что ушли младые годы, а так же легкость, некая беззаботность, когда мог жить, как понимал, не быть никому обязанным, чего-то должным.
Поэта не отягощают обстоятельства и предвзятость окружения. Он хорошо понимает, «все мы в этом мире тленны». Он благодарит Бога за то, что было дано жить на этом мире, видеть небо, солнце, всю природу, благодарит за все, что было в этой жизни у него.
Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу...» Сергея Есенина
«Не жалею, не зову, не плачу» советский поэт Сергей Есенин в жанре элегии написал в 1921 году, находясь под впечатлением, как отмечает С.А. Толстой, прочитанного им впервые лирического отступления «Мертвых душ».
Одновременно, просматривается реминисценция пушкинской «Осени», - «Пышное природы увяданье». Впрочем, осень, являясь очень уж яркой аллегорией заката и старости, довольно символично взята Есениным не зависимо от творчества Пушкина, и являет собой некое единение человеческого и природного.
Стихотворение построено антитезно: все, что было таким свежим и юным, и – прошло, противопоставлено «холодному» и безынтересному настоящему, а молодость и весна – осени и начальному этапу зрелости.
Во всем «Не жалею, не зову» сквозит тоска и обреченность поэта, говорящего устами лирического героя. Тоска об уходящей молодости и быстром ходе времени, которое он внезапно начал ощущать.
Впрочем, сквозь обреченность и тоску все равно ощущается некоторое смирение и спокойствие, грусть светла и не смешана с ожесточением от утрат, по которым герой тоскует: «Не жалею, не зову, не плачу».
Настоящее поэт словно сухо констатирует, перечисляя то, что так было ценно и чем жил еще совсем недавно:
отзывчивое на все новое и прекрасное, сердце, потому что оно «тронуто холодком»;
юношеская непосредственность и легкость («Не заманит шляться босиком»).
Образ розового коня взят Есениным как символ несбыточных юношеских мечт, граничащих с самообманом.
В «проскакал» усматривается драматическая аналогия с быстротечностью времени и мимолетности счастья.
Предпоследние строки стихотворения становится апогеем повествования, полного сожаления и примирения с неизбежным: «Все мы в этом мире тленны…».
Точкой ставится благословление поэта неразрывности жизни и смерти, а точнее, благословление всему, что проходит свой жизненный путь как некое сподвижничество уже в силу того, что путь оканчивается непременной смертью.
Анализ стихотворения Не жалею, не зову, не плачу... по плану
Возможно вам будет интересно
-
Анализ стихотворения Музе Фета
Стихотворение Афанасия Фета, получившее название «Музе», было написано в 1882 году. Ему недавно исполнилось шестьдесят, за это время он успел выпустить несколько сборников стихотворений,
-
Анализ стихотворения Весенние мысли Фета
Весна в лирике Афанасия Фета является олицетворением возрождения и новым смыслом жизни. Благодаря этом автор находит силы жить заново и находить новые цели. Множество своих стихотворений Афанасий посвящает весне
-
Анализ стихотворения Петербургские строфы Мандельштама
Осип Эмильевич Мандельштам является истинным творцом и признанным гением в русской литературе. Его поэзия это вздох легкости и ритм переливающихся строк. Это произведение Петербургские строфы было написано в январе 1913 года
-
Анализ стихотворения Какая ночь! Я не могу Есенина
Может казаться, будто поэт или писатель далек от мирской суеты от простых забот и немного пошлых метаморфоз человеческих отношений. Тем не менее, в действительности такая отдаленность может зачастую быть только в уме
-
Анализ стихотворения Лермонтова Как часто пестрою толпою
Изучив данное произведение я считаю, что это автобиографическое произведение. Это становится понятно со второй строчки, когда он описывает ситуацию именно перед своими глазами