Анализ стихотворения Музе Фета

Стихотворение Афанасия Фета, получившее название «Музе», было написано в 1882 году. Ему недавно исполнилось шестьдесят, за это время он успел выпустить несколько сборников стихотворений, о его произведениях знает достаточное количество человек, появились постоянные почитатели творчества. За это время ему пришлось бороться за возвращение дворянского имени и материального положения. Ему пришлось пройти достаточно непростой путь, поэтому стихотворение является больше философским размышлением, чем переживанием о любовной жизни и эмоциях.

В данном произведении поэт старается осознать свой дар, о том, как он получил его и может использовать в своей жизни. Ему не трудно обозначить присутствие музы недалеко от лирического героя, он говорит, что она потихоньку заходит и садиться, что придает поэту счастливое созерцание вдохновения, но в тоже время тревожность и переживание за то, что он может ее вспугнуть, и она уйдет в любой момент.

Афанасий Фет не называет музу по имени, он не привык в своих произведениях называть имена тех, кому он посвящает свои произведения, он не оставляет даже инициалов в конце строчек, все это оставляет некую загадочность, а понять о ком идет повествование, можно только подняв автобиографию автора. Радость и тревога – два противоположных чувства, которые возникают в душе каждого поэта, который понимает о зыбкости вдохновения, что распорядиться им правильно бывает достаточно трудно.

Но с другой стороны он понимает, что возможность талантливо писать – это великое благо, а автор приравнивает музу фактически к божественному существу, которому он может покланяться. Для него муза – это возможность отдохнуть и насладиться общением с творчеством, написать новые стихотворения и передать то, что происходит в его душе.

Вторая часть стихотворения была написана в достаточно негодующем тоне, то в третьем катрене он возвращается к спокойному и умиротворенному тону, он снова описывает музу в благоговейном свете. Для читателя это становится возможностью ближе познакомится с чем-то возвышенным и благоговейным, тем, с чем обычный человек не сталкивается в обычной жизни.

Благодаря выразительным средствам, которые использует автор при описании, можно понять, что муза имеет божественное начало, она нисходит к человеку, чтобы подарить ему возможность творчества, как определенного дара.

Этот дар необходимо использовать с верностью и чистотой, тогда муза никогда не уйдет от автора, которому дан данный талант.

На протяжении всей жизни Афанасий Фет будет преследовать одну цель, он находится в поисках музы и вдохновения, которое для него необходимо.

Вариант 2

Это красивое небольшое стихотворение, состоящее из трех строф по четыре строки. Оно представляет собой обращение Фета к своей Музе, описывает ситуацию. Поэт говорит о Музе, как о реальной, хоть и чудесной героине.

И всё же начало стихотворения несколько прозаично. Муза не прилетела и не начала петь и вдохновлять своего героя. Она просто пришла и села. И всё-таки он встревожен и счастлив, как будто влюбленный. Он повторяет ее стихотворение, значит, она поэту всё же подарила прекрасные строки. Афанасий Афанасьевич осознает, насколько она талантливей, во всех смыслах выше него. Только в одном он превосходи и её, и своих «соперников» за её внимание – в ревности.

Во второй строке автор поясняет, что всегда оберегал свою Музу от черни, от грубых и жадных. Он не создавал стихов для их неразвитого вкуса, чтобы заработать денег. Их он называет рабами, а её – святыней. Чувствуется, что он гордится своей ролью.

В финальной строфе Фет вдруг ещё больше возносит свою Музу. Она уже в венце из созвездий  на облаке, которое так высоко, что и с земли не разглядеть! И понятно, что любой бы не отказался ей служить, получая дары, но не все достойны её внимания, а тем более – любви.  Снова автор называет её святыней, повторяясь, подчеркивая её божественность. Кажется, что такая героиня уже не может просто зайти и присесть к бедному поэту. Но видимо, в Музе поэт видит соединение противоположностей, что ещё более значимо. Она – богиня, которая может запросто зайти к своему жрецу, одарить его, а уже он распространит её свет – подарит его людям.     

Произведение написано перекрестной рифмой, соединяющей четные и нечетные слоги. Лексика здесь достаточно высокая, степень торжественности нарастает к финалу. В последней строфе больше, чем во всем стихотворении, такой лексики. Присутствуют и устаревшие слова, их формы и обороты. Например: речи, осквернять, незримая, нетленная, непосвященный… Стихотворение можно было бы назвать небольшой одой.

Поэт успешно передаёт чувство восхищения прекрасным, гордости за свою роль, заботы о том великом, что нельзя испачкать даже плохим взглядом. Афанасий Фет с восторгом и уважением относится к источнику своего творчества, обожествляя его, но никак не себя. Мне очень понравилось это краткое и динамичное стихотворение!

Образец Анализа стиха Музе

Афанасий Афанасьевич Фет написал свое произведение "Музе" в последние годы своей жизни, в 1882 году. На тот момент ему было шестьдесят лет. В основе произведения лежат философские мысли, которые посещали автора во время написания произведения. Его нельзя отнести к лирическим стихам, как большинство других стихотворений, написанных автором.

В данном произведение автор задумывается о своем предназначении и даре, который был дан ему свыше. Он посвятил его музе, которая вдохновляла его на написание шедевров. Но он не называет ее по имени и никак к ней не обращается. В первых строчках присутствуют слова "Счастлив и тревожен". Они являются своим родом противопоставлением друг другу. Вдохновение, такое непостоянное чувство, которым очень сложно распоряжаться и контролировать его. Несмотря на все это Афанасий Афанасьевич наделен прекрасным даром писать. Человека, обладающим каким либо даром, можно назвать богатым. Именно это автор подчеркивает словами "святыня", "богиня" называя так музу. Автор ставит музу на ровне с совестью и верностью.

Во втором четверостишие автор пишет недовольным тоном. Благо вскоре тон сменяется вновь на более спокойный и умиротворенный. В третьем четверостишие автор предоставляет перед нами картину, в которой мы наблюдаем образ музы. Автор приписывает ей человеческие качества и описывает ее эпитетами, такими как: "заветная", "незримая", "нетленная". Так же в своих строках автор косвенно говорит нам о том, что дар, который он имеет, полностью заслужен им. Он, сохранив свой дар в чистоте, может с гордостью произносить такие слова. Ведь так и есть, что высшую правду, как и вдохновение, нельзя склонять в угоду низменным целям.

Произведение выполнено в пятистопным ямбом. В стихотворении чередуется женская и мужская рифма. Автор отрицает тот факт, что можно управлять вдохновением. Это подтверждает ударное восклицание в конце строф. Во время прочтения строк читатель может прочувствовать на себе дар, данный Афанасию Афанасьевичу. Автор сравнивает музу с божеством и показывает нам все ее величие. О своем даре поэт говорит без излишеств, понимая, что не мог в полной мере распорядиться им. Но, несмотря на все это, автор смог защитить музу и сохранить чистоту, с которой она была создана.

Анализ 4

Во время анализа любого стихотворения нужно брать в расчет время его написания, которое многое скажет о внутреннем душевном состоянии человека, сочинившего поэтические строчки. Так Афанасий Фет, написал произведение «Муза» в 1882 году. Автору недавно исполнилось шестьдесят лет, поэтому в стихотворении на первый план выходят не любовные переживая человека с опытом, а философские размышления о том, какой путь в жизни он выбрал.

Каждый автор задумывается о том, способен ли он полностью использовать дарованный ему талант, старается осознать свои возможности и потребности. В поэтических строчках, получивших название «Муза», поэт также подчеркивает, что у него полностью отсутствует вдохновение. Он не говорит о том, как зовут его музу. Он часто кому-то конкретному пишет стихи, поэтому о том, кому адресовано данное стихотворение можно только догадываться.

Лирический герой показывает, насколько его вдохновение тонко и зыбко, оно может пропасть в любой момент, его можно вспугнуть любым мимолетным движением. И то, что поймать настоящее вдохновение достаточно трудно, не каждый может распорядиться им правильно. При этом он понимает, что писать – это великое благо, которое ему досталось.

Лирический герой сопоставляет вдохновение с совестью, а также с тем, что человек может быть верен высшей правде, если правильно использует дарованное ему вдохновение.

Второе четверостишье стихотворения написано в достаточно негодующем и бунтующем тоне, но после этого он снова начинает рассказывать о музе спокойно и благоговейно. Используемые эпитеты позволяют понять божественное начало, которое по великой благодати сходит к человеку.

Но и здесь автор использует достаточную похвалу, после всех утверждений, он пишет, что муза все-таки является заветной святыней, которая доступна не каждому. Таким образом, он утверждает, что, если поэт сохраняет дар в чистоте, значит он понимает, что заслужил его и готов им пользовать в полной мере. Афанасий Фет показывает, что музу нельзя склонять в сторону человеческой похоти и желания.

Используемые поэтические приемы и олицетворения позволяют читателю почувствовать божественность происхождения музы, того, что она появляется далеко не у каждого и что не каждый может сохранить ее на протяжении жизни.

Да и сам Афанасий Фет скорее всего жалеет, что не смог сохранить в своей жизни спокойную и светлую музу, которая была способна дарить вдохновение, а поэт мог писать легкие и воздушные стихи. Потом он находится в постоянных поисках вдохновения, в том числе и музы, которая его покинула. Он сделал неправильный выбор, а теперь жалеет о том, что променял любовь на финансовое благополучие.

Музе

Музе