Женские образы в романе Отцы и дети Тургенева 10 класс сочинение
Великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев создал большое количество замечательных образов русских женщин. Отношение писателя к прекрасной половине человечества было особенным. В своих бессмертных произведениях Тургенев показал, какие сокровища таятся в сердце и уме женщины, ее готовность к самопожертвованию, мужество и духовную силу.
В романе “Отцы и дети” представлено несколько ярких женских портретов, каждый из них по- своему дополняет и раскрывает характер главного героя Базарова.
Анна Сергеевна Одинцова - главный женский образ произведения. Читатель видит высокую красивую женщину с умными глазами. Она держится с большим достоинством, несмотря на все нелестные слухи. Богатство и независимость сделали ее жизнь легкой и размеренной. Любить Одинцова не умеет и не знает, чего хочет.
Базаров поразил воображение Анны Сергеевны своим оригинальным мышлением. Она думала о нем, хотя и не скучала в его отсутствие. Эта женщина пробуждает в главном герое жгучую страсть. Он забывает, как совсем недавно с презрением отзывался о высоком чувстве любви.
Переживания Базарова глубоки и серьезны, страсть окружает его ореолом возвышенности. Однако Одинцова не отвечает взаимностью, хотя и добивается признаний молодого человека. Она остается спокойна, равнодушна, в душе ее лишь пустота. В финале Анна Сергеевна второй раз выходит замуж и опять не по любви.
С гораздо большей теплотой и симпатией Тургенев повествует о двух других героинях романа, Фенечке и Кате Локтевой.
Федосья Николаевна - молодая женщина, живущая с Николаем Петровичем и родившая ему сына. Материнство очень красит ее. У Фенечки чистое нежное лицо и пухлая фигурка. Ей присущи степенность, рассудительность и любовь к порядку, унаследованные от матери. Женщина до крайности стеснительна, ее положение в доме неопределенно. Это не мешает всем окружающим симпатизировать ей, Базаров в какой- то момент даже пытается приударить за этой милой особой. В конце романа Фенечка заслуженно обретает тихое семейное счастье, став официально женой Кирсанова.
Младшая сестра Одинцовой Катя Локтева - это настоящая “тургеневская девушка”. Она миловидна, застенчива, совершенно не похожа на холодную Анну Сергеевну. Обожает природу, поэзию и прекрасно играет на фортепиано. Кирсанов – младший постепенно влюбляется в юную красавицу, ему легко и спокойно с ней, между ними много общего.
Роман Аркадия Кирсанова и Кати – одна из любовных линий произведения. После смерти Базарова молодые люди женятся, у них рождается сын.
Совершенно не типичный для Тургенева женский образ – это Авдотья Никитична Кукшина. Ее маленькая, невзрачная фигура и неприятное выражение лица вызывают неприязнь у читателя. Она неловко и развязно двигается, хотя и стремится выглядеть просвещенной и эмансипированной.
Карикатурную нигилистку Тургенев ввел в роман не для того, чтобы опорочить идеи Базарова. Наоборот, ее неуклюжее подражание лишь усиливает искренность и глубину взглядов подлинного нигилиста. Писатель не изображает современную женщину, она и ее приятель Ситников представляют яркую пародию на людей, заимствующих прогрессивные идеи лишь внешне. Базаров и Аркадий относятся к ним с явным презрением.
Женские образы в романе “Отцы и дети” помогают понять характер главного героя, проникнуть в глубину его души. Тургенева очень волновали трагические моменты в любви, эта тема была близка писателю. Он жалеет Базарова и сочувствует ему, отвергнутому любимой женщиной.
Тургенев – певец возвышенной любви. Для писателя это чувство было силой, способной противостоять и эгоизму, и даже смерти.
Вариант 2
В романе Тургенева «Отцы и дети» есть три выдающиеся женские фигуры: Анна Сергеевна Одинцова, Фенечка и Кукшина. Хотя они весьма разные, каждая из них знакома с Базаровым и играет свою роль в изменении его мировоззрения.
Главную роль среди них играет Анна Сергеевна, которая переворачивает мир Базарова, заставляя его поверить в любовь. Однако она не может ответить на его чувства, поскольку его любовь скорее похожа на злобу или ненависть, а не на привычную страсть. Одинцова всегда спокойна, величава и невозмутима, но ей также не хватает страсти и она не способна на всепоглощающую любовь.
Кукшина представляет собой эмансипированную даму, которая скрывает свое личное недовольство сложившейся ситуацией. Ее манеры наиграны и фальшивы, но она вызывает сочувствие, когда безуспешно пытается привлечь внимание мужчин на балу.
Фенечка же – простая русская женщина, которая отвергает Базарова, когда он ищет в ней подтверждения своей теории любви как простого чувственного влечения. Ей оскорбляют ее нравственность, глубокая духовность и чистота. Общие черты Одинцовой и Фенечки – это чувство собственного достоинства, одухотворенность и нравственная красота. Тургенев использует их характерные черты, чтобы создать образ «тургеневской девушки» и передать свое понятие красоты русской души.
Несколько интересных сочинений
-
Анализ повести Майская ночь или Утопленница Гоголя
Повесть была написана в 1830 году. По задумке автора, она стала одним из рассказов пасечника в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки». Для ее написания Н. В. Гоголь использовал сведения о фольклоре
-
Отношение автора к героям романа Дубровский 6 класс
В повести «Дубровский» освещаются актуальные во все времена проблемы: отношение людей друг к другу, отношения с подчинёнными и семейные отношения. Не стесняясь ничего, Пушкин ярко описывает самодурство дворян
-
Сочинение Роль родительского наставления в жизни человека
По большей части люди проводят свое детство и молодость в семье, если не рассматривать ситуацию с сиротами и другие подобные варианты с не самыми лучшими вариантами судьбы, то для существенной части людей ситуация обстоит именно таким образом.
-
Сочинение Праздники в моей семье
Семья является самым важным в жизни большинства людей. Как хорошо, когда можно положиться на своих родных в любой сложной ситуации. Члены семьи любят друг друга не зависимо от внешности или богатства. Они ничего не просят взамен
-
Числа в романе Преступление и наказание Достоевского (символика чисел) сочинение
Это психологически сложное произведение на протяжении всего повествования переплетается с мистическим значением чисел. И на протяжении всего романа на слух запоминается ряд чисел, которые использует автор при своем рассказе.