Тема поэта и поэзии в лирике и творчестве Пушкина 9, 10 класс сочинение
На протяжении всей жизни А.С. Пушкин постоянно обращался к теме роли поэта и его творчества в обществе, в истории. Уже в юности он увидел своё поприще: «Хочу воспеть Свободу миру,/ На тронах поразить порок» (ода «Вольность»,1917 г.).
Были периоды сомнений, разочарований, сознания напрасности своей жертвы («Свободы сеятель пустынный», 1823 г.; «Эхо», 1831). После расправы власти над декабристами Пушкин сравнивал себя с мифическим певцом Арионом, который спасся в штормовом море, как сам поэт уцелел среди политических бурь и не изменил своим идеалам: «Я гимны прежние пою / И ризу влажную мою / Сушу на солнце под скалою» («Арион», 1827 г.).
Отправленный за вольнолюбивые стихи вначале в Южное изгнание (1820 – 1824 г.г.), а затем в Михайловскую ссылку (1824 – 1826 г.г.), Пушкин много размышлял о своей опале, о сути избранничества творца. Если в юности поэт представлялся Пушкину возвышенно-романтической фигурой, сродни Байрону, то в михайловском заточении открылась уже иная, несколько приземлённая, но оттого не менее ответственная роль литератора-стихотворца в обществе.
6 сентября 1824 г. было написано стихотворение-диалог «Разговор книгопродавца с поэтом». Это был манифест поэта о своём праве на правдиво-прозаическое отношение к жизни. Поэт прощался с романтизмом, байроническим героем. Слова книгопродавца «Не продаётся вдохновенье, / Но можно рукопись продать» поэт не оспаривает. Ему чужда поза небожителя, которому совсем не нужно «злата». Ведь Пушкин едва ли не первый русский писатель, который стремился зарабатывать на жизнь литературным трудом.
По прошествии двух лет михайловского уединения, в последние дни ссылки, у Пушкина рождается замысел стихотворения «Пророк». К этому времени он пережил казнь друзей-декабристов, весть о каторге для уцелевших бунтовщиков; своё 6-тилетнее изгнание за вольнолюбивые стихи, создал целый поэтический мир, написал трагедию «Борис Годунов». Он уже знал, какой ценой даётся поэту духовная власть над людьми, которой отмечены пророки.
Во всей полноте поэту открылась его высшая задача: «Глаголом жги сердца людей». Этим призывом заканчивается стихотворение «Пророк», написанное в 1826 году. Заключительные слова обращены и к себе, и к любой творческой личности, наделённой даром слова.
Поэзия не имеет права быть «празднословной и лукавой». Данный свыше талант, считает Пушкин, налагает особую ответственность на поэта: он должен стоять на страже правды и справедливости и служить истине, как древние пророки.
Через 10 лет, в 1836 году, А.С. Пушкин написал последнее стихотворение на тему роли поэта и поэзии – «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». В нём со спокойной мудростью гениальный поэт утверждает, что исполнил своё предназначение. Он увидел его в том, чтоб «чувства добрые лирой» пробуждать, призывать к состраданию и прославлять свободу.
Вариант 2
Образ поэта и тема самой поэзии занимает большое место в творчестве Пушкина. Конечно, это важная и близкая Александру Сергеевичу тема.
Много у него стихов с названиями типа «стихотворцу», «поэту» такому и такому… Часто Пушкин посвящает стихи Музе – символу самой поэзии.
Одно стихотворение Александр Сергеевич посвятил даже чернильнице! Тут он говорит о том, что эта незаметная вещица – его поэтическая спутница. Она постоянно с ним в минуты вдохновения, то над ней витает волшебное облако, то она засыхает. Это метафорически говорит о периодичности в творчестве. И тут же он представляет, как когда-нибудь эту чернильницу заберёт другой поэт. Те, кто далёк от сочинительства, не обратят внимания, но другой поэт поймёт. Не обязательно, что он станет её использовать, но она займёт почетное место. Это о преемственности в поэзии. Конечно, Пушкин не очень бы хотел, чтоб его копировали. Однако важно, когда его наследие ценят и понимают.
Часто он с иронией говорит о «рифмачах». (Стихи – «плюх и бух». Это из «Истории стихотворца».) Также он смеётся над расчётливыми искателями почестей… На них он своими стихами готов ставить клеймо.
К критикам обычно Пушкин относится плохо, но иногда даже жалеет их, так как им надо читать всю бесталанную «муть. Тут он рисует и портрет идеального критика-защитника поэзии. Но в реальности такого, правда, не существует… В стихотворении «Цензору» герой представлен глупым, с семьёй, на которую просто нужны деньги.
С другой стороны Пушкин понимает, что все – просто люди. И в стихотворении «Поэт» показывает, что его коллега –простой человек, но это пока он без вдохновенья. Как только приходят строки, человек преображается. Также поэт обращается и к рифме в одноименном стихотворении. Она для него – чудо.
Поэзия меняет и тех, кто пишет, но и тех, кто читает. В стихотворении «Сонет» Пушкин подчеркивает, что даже суровый человек не презирает стихов. Своим творчеством Поэт может разбудить толпу. Его образ даже сходен с пророком. Поэт одинок, у него есть свой алтарь, на которые другие плюют. Настоящий поэт любит только рифмы и идеи, он сам себе судья. В «Поэт и толпа» Пушкин слышит просьбу черни учить и возвышать, но он смеётся, так как на поводу у толпы никогда не пойдёт даже ради благой цели.
Нельзя забывать, что эта поэтическая власть равна большой ответственности. Волшебный дар этот Пушкин советует использовать очень бережно.
Сочинение Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина
Данная тема присутствует чуть ли не в каждом произведении А.С.Пушкина и занимает важнейшее место во всем его творчестве. Уже в начале своего творческого пути автор демонстрирует свое отношение к поэтам-современникам. Представление поэта о суровых реалиях жизни в России Пушкин отразил в стихотворении «Лицинию». Таким образом, был заложен фундамент для будущего политического периода в творчестве поэта. Лирический герой данного произведения не подчиняется земным законам, и лишь истина возвышается над ним.
Пушкина возмущает несправедливость, глупая придирчивость литературных критиков, которые неспособны понять истинное предназначение данного вида творчества. Именно это становится толчком для дальнейшего развития темы поэта и поэзии, так ярко раскрытой в будущих произведениях мастера. Светское общество воспринимало деятельность писателя и литературу в целом как средство нравоучений, притом неискренних и лицемерных.
Идея свободы и независимости творца от общественного мнения, влияния светской «черни», критики недалеких и равнодушных к поэтическому искусству людей, воспета гением в стихотворениях «Поэту», «Поэт и толпа», «Поэт». Пушкин призывает идти свободной дорогой, чтобы талант мастера оставался независимым от цензуры и от мнения толпы. Поэт всей душой отстаивал идею служения искусству, чтобы через него нести людям свет, истину и красоту.
По убеждению автора, задачей поэта является правдивое отражение действительности, в особенности, если речь идет о родных краях. Об этом Пушкин рассуждает в стихотворении «Эхо».
И все же самым ярким, глубоким и философским произведением, посвященным теме поэта и поэзии, является стихотворение «Пророк». Здесь лирический герой предстает в роли носителя великой поэтической мысли, а жар его сердца ведет творца путем проповедника, который вещает миру известные лишь ему одному истины. Столь высокое предназначение поэта говорит о его богоизбранности, об удивительной способности более тонко ощущать окружающий мир, видеть те вещи, которые недоступны взгляду обычного человека, рассуждать мудрее и глубже, и делиться своими знаниями с другими людьми.
Поэт спрашивает себя, нужна ли обычным людям эта правда? В своих рассуждениях Пушкин приходит к выводу, что даже, несмотря на всеобщее непонимание и даже неприятие поэта со стороны общества, он обязан быть тем самым пророком, который остается один против всех, сажая семена истины на бесплодную почву невежества толпы.
Краткое сочинение для 9, 10 класса
Несколько интересных сочинений
-
Анализ произведения Собачье сердце повести Булгакова 9, 11 класс
Булгаков Михаил Афанасьевич является одним из самых знаменитых русских писателей, который смог подарить миру бессмертные произведения, известные всеми миру. Его творчество популярно и сегодня.
-
Сочинение Любовь в пьесе Гроза Островского
Жизнь Катерины довольно непроста: постоянный гнет родни, незавидная жизнь в усадьбе, частые переживания – все это отражается на мыслях и чувствах героини.
-
Сочинение Образ запорожской сечи в повести Тарас Бульба Гоголя 7 класс
Корни Н.В.Гоголя из Украины. В его произведениях много говорится о его родине. О ее природе, о ее традициях, о ее людях.
-
Сочинение по картине Васнецова Витязь на распутье, 6 класс (описание)
В.И. Васнецов, самобытный художник, чутко понимающий глубокую русскую душу, и творящий, вдохновленный фольклором и богатой историей родной страны.
-
Сочинение Родная земля
Родная земля или Родина – это частичка человека. Единственное место, которое особенно дорого для души, другого такого нет на планете. Есть много красивых и завораживающих мест и это очень здорово. Но как говорится: здесь хорошо, а дома лучше.