Сочинение Суть повести Пушкина Капитанская дочка
Основные действия романа Александра Пушкина развернуты во время восстания Емельяна Пугачева. Рассказ ведется от первого лица, которым является Петр Гринев – главный герой повести. Герой в течение произведения сталкивается с большим количеством трудностей, в которых ему необходимо проявить себя достойным образом и не утратить честь.
Суть произведения помогают раскрыть эпиграфы, которые имеются перед началом каждой главы.
В течение трех лет Пушкин работал над повестью и в 1836 году она окончательно была завершена. По жанровой составляющей критики относят «Капитанскую дочку» как к роману, так и к повести. Фундаментальной причиной этого служит многолетняя работа Александра Сергеевича над историческими книгами, справками, историями, чтобы использовать эту информацию в произведении. Во времена творчества поэта и писателя Пушкина произведения такого характера относились к роману, но из-за небольшого объема его можно назвать повестью.
Направлениями являются и реализм, и романтизм.
По композиции роман построен из зарисовок молодого дворянина по имени Петр Гринев. Он описывает своем дневнике восстание Емельяна Пугачева.
Основные темы романа и повести «Капитанская дочка» не заложены в названии. Выбор с точки сравнения нравственной позиции и умение сохранить любовь в трудные времена, воспитание, честь, долг – вот это основополагающие темы произведения Пушкина.
Но каков же глобальный смысл хотел донести к читателю Александр Сергеевич? Мне кажется, что он таится в самом первом эпиграфе, который говорит, что одежду необходимо беречь с самого приобретения, а честь с самого раннего возраста.
Петр Гринев слыл «Петрушей» для матери и «Петром» для родного отца. Уже с самого своего рождения он знал.
С Емельяном Пугачевым он познакомился еще до того момента, как он захватил Оренбург. Когда бунтовщик давал шансы Петру прейти в его команду и получить какую-нибудь власть, тот с честью отказался. Емельян освободил возлюбленную Машу, но ведь он убил ее родителей – повесил.
Петр не перешел на сторону врага, так как давал клятву быть верным императрице. «Капитанская дочка» - это своего рода манифест нравственного воспитания и долга.
Вариант 2
Суть повести «Капитанская дочка» сформулирована в эпиграфе-пословице «Береги честь смолоду». Судьба героев полностью зависит от того, как они соотносят свои поступки с этой народной мудростью.
Безусловно, главный интерес для писателя представлял Емельян Пугачёв, возглавивший за 60 лет до написания повести народное восстание. Об этом говорит то, что на подступах к повести Пушкин создал на материале архивных исследований исторический труд об истории Пугачёвского бунта. В ходе работы у него сложилось своё представление об этой сильной личности из народа.
Невозможность строить рассказ о вожде крестьянской войны в форме обычного художественного повествования из-за неизбежных препон цензуры привела писателя к интересному замыслу – доверить вести речь о Пугачёве дворянину Гринёву, ставшему свидетелем бунта и ведущему записки о своих невольных встречах с предводителем восстания.
Для Пушкина важно, что говорить вместо него будет вымышленный герой, но человек непоколебимой чести и совести. Для Гринёва в вопросах чести нет мелочей: и возвратить биллиардный долг Зурину, и отблагодарить путника, спасшего его в буран, пусть даже заячьим тулупом, - одинаково необходимо.
Слепая стихия: в начале повести гнев природы – буран, а затем волны народного гнева – восстание – вынуждают искать спасения. Спасшись однажды вместе, люди не могут уже быть безразличны друг другу. В их отношениях главными становятся не социальные и классовые ориентиры, а общечеловеческие понятия благодарности. Умение отплатить добром за добро, в соответствии с народной моралью, и делает обоих героев интересными друг другу. Чувство благодарности так же присуще порядочным, честным людям, как неблагодарность – мерзавцам и негодяям.
Дальнейшие поступки, которые делают честь Петру Гринёву как человеку и как офицеру:
- его дуэль с клеветником Швабриным за доброе имя Маши Мироновой;
- смелое поведение при защите крепости, когда только он и капитан Миронов вышли за вал;
- готовность смело ответить самозванцу и быть повешенным, но не изменить присяге;
- отказ служить Пугачёву и никаких обещаний не участвовать в действиях против него;
- спасение Савельича от пугачёвских дозорных по пути в Бердскую слободу;
- освобождение Маши из плена Швабрина;
- отказ назвать в суде имя Маши, чтобы оградить её от допросов и переживаний.
Таким образом, на протяжении повести Пётр Гринёв нигде не проявил малодушия, трусости и не допустил бесчестия.
Для Пушкина и читателей важно, что эти качества – честь и достоинство – в дворянине смог оценить Емельян Пугачёв, человек из противоположного стана, защитник интересов угнетаемого крестьянства и казачества. Но уважать в противнике честь и достоинство может только тот, кто высоко их ставит и сам ими обладает – это, возможно, одна из главных мыслей о Пугачёве, которую автор хотел выразить в своей повести.
Несколько интересных сочинений
-
Печорин – «герой нашего времени»? сочинение
Григорий Печорин - главный герой романа Лермонтова "Герой нашего времени". Юношей автор описывает все типичные качества дворянской молодёжи того времени. Григорий - это собирательный образ людей того времени.
-
Сочинение Война в романе Тихий дон (гражданская война)
Если рассуждать о работах писателя, в первую очередь, нужно отметить, в каком веке он жил, в каком веке он писал и создавал, потому что социальная и общественная деятельность считается, чуть ли не главным фактором, влияющая на работу.
-
Сочинение Мой любимый герой в рассказе Кавказский пленник (Жилин)
Необыкновенно интересный сюжет рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» вызывает любопытство благодаря и своим героям. Один из них особо привлекает меня своим поведением
-
Любовь в жизни Гринева - сочинение для 8 класса
История о любви Петра Гринева и Маши Мироновой является одной из центральных тем в романе «Капитанская дочка». Молодой человек приезжает служить в Белогорскую крепость
-
Сочинение на тему Моя подруга (с описанием)
У меня есть подруга. Ее зовут Катя. Мы с ней живем в одном доме и учимся в одной школе. У нее есть маленький братик. Она помогает родителям ухаживать за ним.