Анализ повести Пушкина Метель

История создания

Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Метель» входит в цикл произведений под общим названием «повести Белкина». Автор издал пять сочинений, якобы написанных помещиком Иваном Петровичем Белкиным. Литературные критики считают, что это вымышленный Пушкиным герой. Однако в предисловии в циклу помещено вступление от имени Белкина, где приводится даже его письмо. Как полагают исследователи, Пушкин начал писать повесть «Метель» в 1829 году. Окончена работа над ней была в 1830 году, а издана она в составе цикла в 1831 году. Некоторые критики находят черты сходства в повести с произведениями Василия Александровича Жуковского.

Жанр

Произведение «Метель» написано в жанре сентиментальной повести. Можно назвать такие черты сентиментализма, как тема любви и природы. Важное место в произведении занимает тема судьбы человека. По сюжету главная героиня Мария Гавриловна влюблена в прапорщика Владимира Николаевича. Однако ее родители против этого брака. Тогда Мария Гавриловна с Владимиром решает тайно пожениться. Она сбегает ночью из дома. Владимир ехал к ней, но из-за сильной метели долго не мог найти дорогу и в результате опоздал. Мария Гавриловна ждала его и, когда приехал человек в военной форме, она приняла его за Владимира, и они поженились. Однако оказалось, что прибывший человек был не Владимир, а полковник Бурмин. Когда Владимир узнал, что его невеста вышла замуж за другого, то уехал в армию, а Мария Гавриловна долго болела. Родители думали, что она болеет из-за Владимира и согласились на их брак, послав сказать ему об этом, однако он уехал. Через несколько лет Мария Гавриловна познакомилась с полковником Бурминым. Они понравились друг другу и во время одного разговора они узнали, что уже женаты. Действие повести разворачивается в начале девятнадцатого века.

Герои

Главная героиня Мария Гавриловна предстает перед читателем как, с одной стороны, романтичная и мечтательная девушка, а с другой – как смелая и решительная, что и привело к тем поступкам, которые она совершила. Владимир тоже показан романтичным, решительным и чувствительным. Таким образом, автор изобразил героев с чертами характера, считающимися свойственным молодости. Полковник Бурмин тоже наделен схожими свойствами. Важное место в повести занимает природа. Именно метель сильно повлияла на дальнейший ход сюжета. Метель, по мнению литературных критиков, может ассоциироваться с молодостью и порывистостью героев произведения.

Композиция

Композиция повести имеет традиционную форму. Сначала читатель знакомится с главными героями и отношениями между ними. Это составляет завязку сюжета. Затем происходит развитие действия, когда Мария Гавриловна и Владимир решают пожениться. Кульминацией повести является метель, приведшая к неожиданным для героев последствиям. Объяснение Марии Гавриловны и Бурмина представляет развязку произведения. Повесть «Метель» считается литературными критиками одним из лучших произведений Пушкина.

Подробнее

Повесть "Метель" вышла из-под пера Александра Пушкина в первой половине XIX века и оказалась самой поэтичной из тех, которые вошли в сборник. Конфликтная ситуация, изображенная в произведении, возникает между природным явлением (метелью) и человеком. При помощи природы писатель доводит до своего читателя мысль, что наказание за плохие поступки неотвратимо.

Писателю удалось поднять проблемы нравственной составляющей в обществе. В повести разоблачается эгоистичность, легкомыслие, неуважение к старшему поколению. Каждый из героев несёт какую-то, лично свою, вину. Владимир, преследуя сугубо личные интересы, пытается похитить чужую дочь, которая была единственной у родителей. А Маша, будучи безрассудной, против воли родителей собирается выйти замуж.

В итоге судьба каждому даёт по заслугам. Владимир даже лишается жизни за нераскаянность в совершении проступка.

Метель как бы посылается сверху для напоминания о совести и играя важную роль пытается уберечь героев от необдуманных действий. Делает попытки остановить Машу и ограничивает Владимиру путь к церкви.

Отношение метели ко всем героям разное. Машу она просто не выпускает из дома, а Владимира, как самого эгоистичного, наказывает и заставляет блуждать по заснеженному лесу.

Композиция повести представляет собой последовательное изложение фактов.

Интрига повествования появляется из-за некоторого несовпадения фабулы с сюжетом.

По авторской задумке в повести отсутствует пролог и эпилог. Благодаря этому произведение обрело лёгкость, простоту и точность.

В качестве эпиграфа Пушкин выбирает отрывок из произведения Жуковского. Эти строчки наводят читателя на мысль о явлении природы, которому суждено сыграть роль в судьбе героев, на правдивость Машиных снов, скрытому церковному венчанию.

Композиционная структура повести противопоставляет две стороны: романтизм и реальность. К романтизму можно отнести любовь Маши и Владимира, зарождающаяся интересом Маши к романам о любви. А реализм полон быта и присутствует в каждом дне жизни героев. Повесть написана в направлении сентиментализма. Ключевой темой становится квинтэссенция личности и судьбы.

Пушкин задавался целью написать такую прозу, которая по его выражению должна была говорить, а не петь. Исходя из этого в повествовании практически отсутствуют средства художественной выразительности.

Вариант 3

В произведении, написанном в стиле сентиментализма, в форме изложения романтической истории автор обращается к теме судьбы и непредвиденных обстоятельств.

Главная героиня молодая девушка по имени Мария Гавриловна из дворянской семьи влюбляется в молодого офицера Владимира Николаевича. Сначала действие повести развивается вполне в духе популярных в то время романов. Родители Марии, люди состоятельные не дают своей дочери разрешения на брак с бедным прапорщиком и семнадцатилетняя девушка, воспитанная на французских любовных романах, принимает решение обвенчаться тайно. Образ Марии Гавриловны, созданный автором, достаточно типичен. Пушкин описал юную романтически настроенную особу такой, как и множество ее реальный сверстниц. Автор как бы показывает, что его героиня действует как обычная юная барышня, не подчеркивая ее индивидуальности.

На пути у влюбленных встает природное явление – метель и нелепое стечение обстоятельств. Жених сбивается с пути и его роль ради  забавы играет другой офицер – Бурмин, случайно оказавшийся в церкви.

Его легкомысленный поступок, однако, имеет весьма серьезные последствия. Расторжение брака во времена Пушкина было очень трудным делом, в ряде случает, невозможным на практике.

Казалось бы, нелепое стечение обстоятельств и шутка Бурмина превращают повесть в трагедию с печальным финалом. Кроме того, прапорщик Владимир погибает на войне с Наполеоном, а Мария не желает выходить замуж, хотя, получив наследство, она не обделена предложениями вступить в брак.

Однако автор, не желая создавать историю с трагическим концом, делает развязку неожиданной. Мария и Бурмин встретились и понравились друг другу. Сначала они не вспомнили о том, что уже женаты, так как виделись давно и не смогли запечатлеть в памяти подробности встречи. Однако гусарский полковник поступает как честный человек и рассказывает девушке о случае, произошедшем в церкви во время сильной метели. Благодаря этому влюбленные понимают, что они уже обвенчаны.

Развязка, со случайной встречей, описанной Пушкиным, вряд ли могла иметь место в реальности. Судьба, по мнению автора, оказывается сильнее людской воли. Однако, в отличие от греческих трагедий, где герои обречены пережить предначертанное им роком, она не ломает их судьбы, а помогает победе любви.

Анализ 4

Произведение является одной из составных частей цикла, опубликованного писателем в виде сборника под названием «Повести Белкина».

Повесть создается в форме сентиментального литературного направления, ключевой тематикой которого является раскрытие человеческой судьбы, подвластной силе роковых обстоятельств, представленных в виде природной стихии.

Своеобразной особенностью повести представляется ее линейная композиция, которая имеет характерные черты в виде несовпадения фабулы и сюжетной линии, отсутствия литературных частей, как-то пролог и эпилог, а также использования в качестве эпиграфа отрывка из стихотворения Жуковского.

Кроме того, структурная композиция произведения состоит из двух частей, которые автор преподносит в романтической (любовная линия героев) и реальной (описание быта и обстоятельств, окружающих персонажей) сторон человеческой жизни. При этом повесть демонстрирует строгую завершенность и соразмерность, заключающихся в четких математических расчетах лаконичных композиционных элементов.

Средства художественной выразительности представлены в повести весьма скупо и редко, что проявляется в отсутствии портретных характеристик героев произведения, а также отказа автора от психоанализа душевного состояния персонажа, предлагая читателям самостоятельно делать вывод о героях в соответствии с их поступками и речами. Однако же немногочисленные эпитеты и метафоры используются в повести, но с предельной экономией, а динамизм развития повествования придает часто применение глагольных форм.

Основой сюжетной линии является случайная встреча основных героев, Марии Гавриловны и Владимира, закончившаяся курьезной женитьбой, иллюстрирующаяся ключевым символом повести в виде снежной метели, отражающую юношескую безмятежность, страсть, лишенную разума.

Авторский замысел произведения заключается в раскрытии конфликта, возникающего между человеком и природной стихией в виде снежного бурана, который описывается писателем в качестве необратимости наказания, при этом иллюстрацией этому является описание происходящих событий на фоне разбушевавшейся метели.

Произведение содержит в своем содержании основополагающие пушкинские принципы в качестве драматизма и событийности, лишенных таинственности и приключений, а также демонстрирует отсутствие разделения персонажей на исключительно отрицательных и положительных, отмечая характерными чертами героев их многогранность и неоднозначность.

Анализ произведения Метель

Анализ произведения Метель

Несколько интересных сочинений