Анализ поэмы Медный всадник Пушкина (идея, суть и смысл)

История создания

Поэма была создана в 1833 году. Автор писал его меньше месяца. Замысел возник во время поездки на Урал, для сбора материалов о Пугачёве. Часть произведения была создана в Петербурге, остальное дописано в Болдине.

Жанр

По жанру данное творение поэта является поэмой. В ней видны все признаки, присущие этому жанру. Большая часть посвящена переживаниям главного героя, который сходит с ума от преживаний, связанных с гибелью любимой.

Сюжет и тема

Сюжет поему не очень богат событиями. Мы узнаём, что в Петербурге живёт молодой человек, он чиновник самого низшего класса. Тем не менее у него есть мечта. Он любит Парашу, девушку из маленького домика на окраине столицы. Решив жениться, счастливый Евгений идёт домой. Наутро он узнаёт, что ночью случилось сильное наводнение. Вокруг всё плывёт, нет улиц и домов. Герой долго не может выбраться из дома из-за того, что дороги превратились в водные пространства. Долго он добирается до места, где жила возлюбленная. Но её домика нет, никто не знает, куда делись жильцы. Скорее всего, они погибли при наводнении. Таких случает было много, когда водой смывало строение и при этом гибли люди. Евгений ищет девушку и её мать, но поиски напрасны, он не может найти себе места, не идёт домой, а бродит по улицам. Вскоре юноша превращается в бродягу. Он ночует, где придётся и почти ничего не ест, рассудок его помутился от горя и лишений. Однажды Евгений заходит на площадь, там стоит памятник – Медный всадник. Этот постамент воздвигнут царю Петру – стремившемуся построить прекрасный город. Евгений в смятении грозит памятнику кулаком, он обвиняет царя в том, что по его воле, течение Невы было изменено, и теперь река вернулась в своё русло, отомстив ни в чём не повинным людям. Однако, вскоре Евгению начинает казаться, что Медный всадник ответил на его обвинения, он скачет за героем по улице. Так в ужасе Евгений бежит от памятника, но тот настигает его. Через несколько дней у разрушенной хижины, где прежде жила Параша с матерью, нашли тело Евгения. Он умер, не вернувшись к рассудку.

Тема

Власть может заставить людей совершать чудовищные поступки, но они противны природе. Значит и должны быть осуждены человеческим обществом.

Главные герои

Евгений – мелкий чиновник, честный, достойный, влюблённый, потеряв любимую во время наводнения, он не может смириться и сходит с ума от несчастья.

Пётр I – русский царь, построивший город на Неве, которым гордилась вся Россия. Властный, гордый, честолюбивый. Его стремление построить город в неподходящем месте привело к гибели многих людей от тяжёлой работы и непосильных требований. Во второй части произведения этот герой присутствует незримо, его заменяет Медный всадник.

Композиция

Композиция произведения последовательная, состоит из трёх частей. Между первой частью – вступлением автор говорит, что «прошло сто лет». Дальше всё складывается последовательно. Первая часть стоит особняком, её можно представлять, как отдельное произведение.

Вариант 2

Эту поэму можно отнести к числу самых лучших произведений писателя, в нем поэт выразил свои мысли о Петре Первом, а также различные мнения народа. При жизни Александра Сергеевича мнение о великом реформаторе было крайне противоречиво. Одни считали, что Петр Первый награждён великим умом, говорили про создание идеального города (Петербурга). А другие считали, что город на Неве падёт и называли царя антихристом.

Суть произведения

В поэме показана борьба государства и обычного человека. Главный герой Евгений, во время наводнения 1824 года, теряет свою возлюбленную Парашу. Евгений винит в этом Петра Первого, так как именно он обосновал город на такой неспокойной реке. Евгений произносил в адрес реформатора гневные речи и их смысл можно расшифровать по-разному:

  • Как мятеж против самодержавия
  • Как восстание христианства против язычества
  • Как неспособность простого человека повлиять на изменения государственного масштаба

Идея поэмы

В данном произведении Александр Сергеевич рассматривает одну из самых острых проблем того времени. Эта проблема заключается в отношениях между личностью и обществом. Поднимается вопрос, что же делать, когда государственное и общественное мнение отличается от мнения одного человека. Можно ли отстаивать свои права человеку или следует подчиниться мнению остальных?

В качестве человека, чье мнение отличается от общественности, выступает Евгений. Он протестовал против царя и его наказали. Значит ли это, что Пушкин считает, что такие люди должны гибнуть и молчать? Но нет, писатель считает, что такие бессмысленные смерти нельзя назвать нормальными, но к сожалению с этим придется смириться, иначе развитие мира остановится на месте. И все таки, автор надеется, что когда-нибудь наступит время, где все будут жить в гармонии.

Смысл произведения

Поэма получилась очень масштабной и многогранной. Автор вложил в нее очень много смысла и размышлять на этот счёт можно долго. Пушкин вложил большой смысл в борьбу между Евгением и Петром Первым (Медным всадником). Расшифровать это противостояние можно по-разному. Три главных смысла рассмотрено выше, где говорилось про суть произведения. Но существует ещё один вариант: то что правитель – это гений, а главный герой – простой человек. Они не могут понять друг друга и жить в одном мире. Но Пушкин пишет, что оба вида людей необходимы.

Подробный литературный анализ

Произведение является поэтическим соединением исторической и социальной проблематики, несущим определенное философское значение.

Композиционная структура поэмы выстраивается в форме весомой вступительной части, предполагаемой как отдельное произведение, а также следующих за ним двух глав, повествующих о событиях, происходящих с главным героем поэмы, Евгением. Отличительной особенностью композиции произведения является его нестандартная конструкция, выражающаяся в отсутствии традиционного эпилога, но при этом при помощи композиционных параллелизмов создающая впечатление о целостности поэмы.

Жанровым литературным направлением поэмы является реализм, заключающийся в описании действительных исторических событий, с применением художественных средств выразительности в форме олицетворений и аллегорий.

В качестве стихотворного размера поэт выбирает четырехстопный ямб, который при описании образов императора Петра и питерской столицы звучит пафосно, величаво, могущественно, при этом в изображении основного персонажа, Евгения, становится обычным языком, выражающим сущность маленького человека.

Основной тематикой поэмы является взаимоотношения маленького человека с всемогущей властью, результатом которых становится гибель обычного гражданина, не справившегося с государственной машиной. С темой произведения тесно связано и название поэмы, демонстрирующее мощь государства, отличающегося безразличием к проблемам маленьких людей, которые страдают от самодержавной власти.

Основным персонажами поэмы представляются Евгений, изображенный в образе обычного русского человека, довольно бедного, но имеющего светлые и высокие мечты о создании семьи с любимой девушкой, а также фигура Петра Первого, образ которого раскрывается поэтом на всем протяжении повествования произведения, подчеркивая не только его незаурядные способности и отличный ум, но деспотические характерные черты тирана и властителя. Образ Петра демонстрируется автором не только в качестве разносторонней и многогранной личности, способного реформировать государственные устои, но и в виде великого самодержца, не обращающего внимание на душевные и физические страдания собственного простого народа, который представляется в поэме на примере трагической судьбы Евгения.

Сюжетная линия произведения сталкивает основных героев поэмы, раскрывая многочисленные проблемы современного общества в виде противоречий между государством и личностью, а также проблемы равнодушия и одиночества, проиллюстрированные включением в содержание произведения описания городского наводнения, унесшие жизни многих людей, в том числе и возлюбленной главного героя.

Анализ 4

Поэма «Медный Всадник» признана лучшим произведением Александра Сергеевича Пушкина. При этом о Петре во время жизни автора ходили достаточно противоречивые мнения, одни считали его великим правителем, другие, что он шарлатан и мошенник, а город на Неве скоро будут разрушен.

Суть

В центре событий противостояние государства и простого человека. Евгений из-за наводнения, произошедшего в году, потерял свою единственную любовь Парашу. Молодой человек уверен, именно Петр виноват в произошедшем.

Пушкин поднимает вопрос, что делать, когда государственное мнение отличается от общественного. Стоит ли отстаивать собственные права и бороться? Или же ему стоит смириться и подчиниться мнению остальных?

Евгения наказали за то, что он старался восстать против мнения царя. Автор не против людей, который отстаивают свою точку зрения, он против глупых смертей, но при этом он не попрекает власть государства.

Жанровым направлением произведения становится реализм, он заключается в описании событий, которые на самом деле происходили в истории. Автор так же использует олицетворения и аллегории, которые подчеркивают реальность происходящего.

Поэма написана четырех стопным ямбом. Он помогает передать пафос речи и возвышенность над народом, когда речь произносит император Петр, его слова звучат могущественно и величественно. Но когда слова звучат из слов Евгения, то кажутся совершенно обычными и простыми, они подчеркивают его незначительность по сравнению с большим государством.

Тематика произведения – это непростые отношения человека с властью, которую можно считать фактически всемогущей. Результатом становится смерть простого гражданина, который не смог справится с жестокой машиной государственной власти. Огромная мощь государства не способна обратить внимание на отдельного человека, его чувства и отношение к жизни.

Сюжетная линия становится столкновением характером главных героев, она старается раскрыть разные проблемы современного общества. Проблемы равнодушия и жестокости, с которыми сталкивается фактически каждый человек, просто каждый решает по-разному бороться с возникающими трудностями.

Анализ поэмы Медный всадник

Анализ поэмы Медный всадник

Несколько интересных сочинений

  • Герои сказа Левша Лескова

    В данном произведении присутствуют, как вымышленные персонажи, так и реальные. Например, одним из главных героев произведения «Левша» император Александр первый, он умен, образованный

  • Сочинение Какой опыт дает человеку война?

    Война – это тяжелое испытание для любого человека. Во время войны приходится испытывать изнуряющие физические и психологические нагрузки. Человек не знает, что его ждет впереди и только в самой тяжелый момент понимает, как он был счастлив ранее

  • Анализ рассказа Куприна Изумруд

    Писатель любит описывать жизнь животных, щедро делится с нами своими наблюдениями. Главная позиция в рассказе отдана молодому, шустрому жеребцу с необычной кличкой – Изумруд

  • Сочинение Природа в лирике Есенина

    Сергей Есенин родился и вырос в самом центре России, в Рязанской губернии. Там же прошли детство и юность будущего поэта. В селе Константиново жил в семье деда под присмотром трех дядек и тети Шуры

  • Сочинение на тему Компьютер - добро или зло?

    В современном мире мало кто уже может представить свою жизнь без компьютера или интернета. Мы привыкли, что у нас круглосуточно есть доступ в сеть, что мы в любое время сможем получить ответ на свой вопрос, но так было не всегда.