Анализ рассказа Платонова Разноцветная бабочка
История создания
В 1946 году автор написал произведение «Разноцветная бабочка». Оно вошло в антологии «Десять сказок», «Ключ земли» и другие.
Большинство своих детских рассказов писатель создавал для дочери Марии, которая очень любила читать сказки.
Жанр
А. Платонов определил жанр произведения в подзаголовке — легенда. По жанровым особенностям его относят к рассказу с фантастическими сказочными элементами. Это повествование или предание о минувших событиях, которое очень напоминает древнюю легенду-сказку.
Тема и сюжет
Главная тема рассказа — это безмерная материнская любовь к своему ребёнку. Автор показывает, насколько мама может быть терпеливой и сильной, способной на пожертвование ради жизни своего сына. Она никогда не предаст, не забудет и всегда будет ждать, несмотря ни на что.
События происходят летом в горах Кавказа. Мать Анисья одна воспитывает сына Тимофея. Она ласково называет его Тимошей. Иногда только им помогал старый пчеловод Ульян. Он рассказывал, что когда он приехал на Кавказ, то Анисья уже была старой женщиной, поэтому никто не знал, сколько ей на самом деле лет.
Каждый день маленький Тимоша убегал в горы и ловил там бабочек. Приходя домой, он всегда показывал новую бабочку, которая уже не могла летать. Мама просила сына не ловить больше бабочек, так как он стирал пыльцу с их крыльев и они уже только ползали, но не летали.
Однажды Тимоша побежал вслед за бабочкой и провалился в пропасть. Чтобы выбраться наружу, он долгие годы долбил каменную стену. Ослеп и обессилел. И только голос матери помог ему выжить. Анисья находила в себе силы жить и надеяться на возвращение сына.
Спустя много лет Тимофей вернулся домой. А мать, увидев сына после долгой разлуки, смогла спокойно умереть.
Главные герои
Анисья, Ульян, Тимоша — главные герои сказки.
Анисья — любящая, верная, заботливая мать. Смыслом её жизни была вера в то, что сын вернётся к ней. Дождавшись его, она смогла передать ему всю свою любовь, а после этого, счастливая, умерла.
Тимоша — непослушный, любознательный мальчик, увлечённый любимым занятием — ловлей бабочек. Часто забывал о матери и родном доме. Преодолев трудности, Тимофей многое осознаёт и повзрослевшим возвращается домой.
Ульян — сосед Анисьи, пчеловод, добрый и отзывчивый человек, часто помогал по хозяйству.
Есть ещё один символический образ в произведении — разноцветная бабочка. Он символизирует красивые мечты, в погоне за которыми человек забывает о настоящих ценностях в жизни.
Композиция
Имеет традиционную структуру и способствует раскрытию главной темы. Легенда имеет 4 главы.
Экспозиция — знакомство с Анисьей и её сыном Тимофеем. Завязка — разговор с Ульяном, погоня Тимоши за цветными бабочками. Развитие событий — жизнь старой Анисьи, помощь Ульяна. Кульминационный момент — падение Тимоши в пропасть. Развязка — возвращение сына, смерть матери.
Идея произведения
Рассказ учит любить и помнить родителей, всегда возвращаться домой к матерям, потому что материнская любовь не ведает преград и способна творить чудеса.
Нужно быть упорным в достижении своей цели, никогда не опускать руки и всегда находить выход и правильное решение.
Вариант 2
В сказке Александра Платоновича Платонова говорится о женщине, которая ждала своего сына, не смотря даже на то, что все вокруг потеряли надежду на то, что он жив. Это произведение о безграничной любви матери к своему ребенку, о том, насколько терпелива мать. Автор сказки хотел доказать, что надежда умирает последней.
Она жила на берегу Черного моря и звали ее Анисья. У женщины был сын по имени Тимофей. Анисья ласково называла своего ребенка Тимоша. Мальчик очень любил гулять и ловить бабочек. Если Тимоша далеко убегал от дома, то мать всегда звала сына, и он откликался. Каждый раз, приходя домой с прогулки, Тимоша показывал матери новую бабочку, которую поймал. У мальчика всегда возникал один вопрос: почему, когда он ловит бабочку, она может летать, а когда приносит ее домой, то бабочка уже только ползает? На что Анисья отвечала Тимоше, что после того, как человек поймает бабочку, она больше не сможет летать. Потому что своими руками мальчик касался крыльев бабочки и обтирал их. После этого Анисья попросила Тимошу больше не ловить бабочек.
Однажды Тимофей, как обычно, отправился гулять. По тропинке, которая ведет вверх на гору, мальчик беспечно бегал и играл. Вдруг он увидел бабочку. Она была так хороша, что Тимоше захотелось поймать ее. И мальчик побежал за бабочкой, а она улетала все выше и выше в гору. Сам того не ожидая, в погоне за бабочкой, Тимоша провалился в каменную яму и так там и остался. Но мальчик решил не унывать и стал пробовать рубить каменную гору. Питался он тем, что упадет в яму.
Много лет прошло с тех пор, как мальчик оказался на дне каменной ямы. Но Тимофей не растерялся и, как оказалось, все это время прорубал выход себе в каменной горе. А мать все также ждала сына. Анисья все время говорила, что помирать ей нельзя, так как она ждет сына.
В конце концов этот день настал! Тимофей вернулся домой. Благодаря своей воли, он смог прорубить проход в каменной горе. Тимофей был не мальчиком, а уже взрослым мужчиной, когда вернулся домой. Мать, увидев сына, узнала его и была очень рада. Взглянув на него она испустила дух.
Смысл сказки в том, что мать – самое дорогое, что есть у человека. Она никогда не предаст, не оставит и будет ждать, когда уже никто не ждет. Мама для каждого человека – это луч во тьме. Не даром, возвращаясь домой, человеку всегда, в первую очередь, хочется обнять мать и прильнуть к ее груди. Автор хотел показать, что ближе, чем мама, у ребенка никого не может быть.
Анализ 3
Произведение Платонова «Разноцветные бабочки» по своей направленности больше всего напоминает притчу или легенду, в которой имеется огромное количество сказочных элементов. Все происходит в горах Кавказ.
Именно здесь и живет женщина по имени Анисья, а также маленький ребенок по имени Тимоша. Больше всего на свете ему нравится играть и познавать мир. Именно поэтому у матери нет свободной минуты для того чтобы отдохнуть от домашних дел и нужно постоянно приглядывать за сыном. Кроме этого мальчик каждый день выбегал на улицу и бежал в горы, где находилось огромное количество разных бабочек и Тимоши хотелось поймать всех этих бабочек. Многих из них ему удавалось поймать, а потом он приносил их домой и отпускал. Вот только теперь они совсем не летали, а просто ползали по поверхности. И Тимоше это было непонятно. И тогда он задавал вопросы матери, которая отвечала, что бабочке нужен воздух и только после этого она сможет летать.
Дорогу в горы протоптал один мужчина, который был в этом мире совершенно один. У него не было ни друзей, ни родственников, ни семьи. И однажды он решил пойти по этой самой тропинке для того чтобы никогда больше не вернуться.
Однажды мальчик увидел очень большую и красивую бабочку, а ведь раньше он такой бабочки никогда не видел. И ему захотелось ее поймать. Он погнался за ней, а она улетала все дальше и дальше. Немного дальше он увидел большое и красивое небо, которое было усыпано звездами, а уже через мгновение очутился в обрыве.
Он очутился в том месте, где находится огромное количество бабочек и его желание исполнилось. Вот только этому желанию он уже был не рад, ведь они просто перестали его интересовать. Больше всего на свете ему хотелось выбраться отсюда и отправиться домой, но пока он не знал, как это сделать. И хотя он каждый день слышал голос матери, но когда он начинал ее кричать, то она не слышала ничего. А тем временем мать очень сильно переживала и ждала своего сына. Она не надеялась на то, что с ним что-то случилось, и верила, что он совсем скоро вернется домой, и они будут жить как раньше.
Поскольку в пещере было постоянно темно, то парень постепенно ослеп и теперь ничего не видел. И только голос матери помог ему не только выжить, но и вернуться назад домой. Каждый день он старался изо всех выбраться отсюда и каждый день слышал звук ведра, которым мать черпала воду. Вот так он просидел здесь до самой старости. Когда он вернулся домой, мать опять стала его лелеять и ухаживать, и для нее он опять стал тем же маленьким сыночком, что и был раньше, которого она сначала потеряла, а потом опять нашла и больше не хотела терять. Через некоторое время мать умерла, и теперь уже мужчина остался навсегда один.
Здесь важно отметить, что только материнская любовь может помочь ее детям вернуться домой и даже из самых сложных условий и суметь выжить. Только мать умеет по-настоящему ждать своего ребенка, не смотря ни на что и надеяться, что они совсем скоро увидятся и это было продемонстрировано в романе. Самое главное верить в это и все тогда получиться.
Несколько интересных сочинений
-
Историко философский смысл романа Обломов
Смысл романа «Обломов» раскрывается через сопоставление главных персонажей произведения – друзей детства, Обломова и Штольца. Илья Обломов предстаёт перед читателями типичным Емелей из русской народной сказки
-
Твір на тему Весна 3, 4, 5 клас
Після довгої холодної зими нарешті прийшла весна. Зазеленіла молода трава, дерева випускають перші клейкі листочки. Весна вступає в свої права поступово, майже непомітно
-
Анализ произведения Гробовщик Пушкина
Данная повесть является первой из цикла пяти «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», написанных Александром Сергеевичем Пушкиным осенью 1830, проведенной в его поместье в Большом Болдино. Главный герой
-
Сочинение по картине Ромадина Село Хмелевка 9 класс (описание)
Картина была написана Ромадиным в 1944 году в Поволжье. Перед нами предстает деревушка с говорящим названием Хмелевка, будто сокрытая Господом Богов в этом уединенном и невидимом для глаз месте
-
Сочинение на тему Футбол - мой любимый вид спорта
Футбол один из самых популярных видов спорта в мире. В него играли наши дедушки, папы и играем сейчас мы. В любой большой или маленькой стране люди назовут по именам своих любимых футболистов.