Почему Мертвые души Гоголя называют поэмой?
Произведение является с литературной точки зрения уникальным в вопросе жанрового направления, поскольку выбор писателя в качестве жанра поэмы представляется несколько непривычным и странным.
Однако, начав написание произведения в виде комического романа, писатель впоследствии усложняет его сюжетную линию, вводя в него эпический мотив с широкими обобщениями и глубокой лиричностью. Тем самым автор высказывает собственное отношение к жанру эпопеи, демонстрируя его полноту, многогранность и способность изображения целой эпохи.
С точки зрения писателя, его творение не может быть отнесено в чистом виде ни к роману, ни к эпопее, поскольку представляет собой этап в развитии литературы в виде соединения между данными жанрами, которые являются более узкими и замкнутыми в определенном пространстве. Писатель, изображая жизненное существование героя произведения посредством приключающихся с ним событий, считает прозаическое изложение возможным называться поэтическим творением не в связи с наличием словесной рифмовки, а из-за выраженной поэтичности манеры описания.
Композиционная структура произведения выстраивается из трех частей, каждая из которых является самостоятельной. В первой части в виде отдельных глав дается описание помещиков, при этом переход от одной главе к другой усиливает отрицательное представление в отношении персонажей. Вторая часть поэмы посвящается изображению губернского существования с демонстрацией чиновничьих нравов, а третья рассказывает об жизненной истории основного персонажа произведения, раскрывая его характерные черты в виде неприглядного обличения.
Отличительным своеобразием произведения, сочетающего его с поэтическим жанром, является применение писателем многочисленных лирических отступлений, в которых мастерски описывает великолепие родной земли и великолепно преподносит монолог о птице-тройке. Автор противопоставляет данными отступлениями надежду на лучшее будущее России изображенной им в поэме мрачной и убогой реальности жизненного существования в стране. При этом по авторскому замыслу содержании поэмы наполняется пафосным обличением в виде бичевания пороков российской действительности.
Странный и двусмысленный сюжет о купле-продаже мертвых душ подсказывается автору Пушкиным А.С. и позволяет писателю в полном и всеобъемлющем объеме охарактеризовать эпоху того периода современности на примере раскрытия внутреннего мира персонажей поэмы, при этом немаловажное значение отдается главному герою, представленному в образе неизвестного человека, интересного к наблюдению с психологической точки зрения.
Для более полного понимания жанровой принадлежности произведения критические отзывы называют его древним эпосом, перенесенным в современную действительность, которую автор мастерски созерцает, выражаясь настоящим лирическим смехом и представляя читательскому вниманию удивительное поэтическое творение.
Вариант 2
Вопрос "Почему Мертвые души- поэма?" появился и волнует читателей с момента выпуска произведения в 1842 году.
Сам Николай Васильевич называл данное произведение романом, поэмой, сочинением повестью и отказываясь от своего прошлого мнения - "длинная вещь, не похожая ни на что".
Как мы уже знаем, в итоге Гоголь остановился на поэме, по мнению самого писателя поэмой может стать произведение, если оно имеет одно из трех критериев:
- действие в произведении имеет что-то романтичное
- автор рассматривает данное действие с поэтической точки зрения
- рассказ является живым.
Скорее всего, основываясь на этом, Николай Васильевич и обозначил жанр своего произведения поэмой. Позже он пояснил, что нужно сочинению в прозе для того, чтобы стать поэтическим:
- произведение находится между романом и эпопеей
- ключевой персонаж проходит через череду приключений
- главный герой - человек неизвестный, но известный с точки зрения психологии.
Мнение критиков, накинувшихся на "Мертвые души" достаточно сильно разнилось:
В.Г.Белинский считал Гоголя поэтом не в прямом смысле этого слова, а скорее в плане гениальной поэтической натуры.
О.И.Сенковский считал, что "Мертвые души"- поэма абсолютно нового вида. А Н.И.Греч утверждал, что произведение названо поэмой в шутку, роман, рассказ не более.
Если обобщить вышесказанное, то станет ясно, что так легко назвать поэмой произведение не выйдет, но есть веские аргументы, которые позволяют нам сделать это. Эпичность, наличие героев и антигероев, широкие обобщения и глубокий лиризм- эти критерии выделяют поверх других при споре, какой же жанр у "Мертвых душ".
Отдельно хотелось выделить особый язык повествования данной повести. Гоголь часто пользовался своим излюбленным трюком, который не обошел и данное произведение - Гоголевское сравнение. Аллюзии, говорящие фамилии, Иронические метафоры, все это помогало играть автору с описанием так, чтобы, увеличивая лишь 1 характеристику персонажа, читатель составлял верный образ у себя в голове.
2 века назад Н.В.Гоголь создал, действительно, самобытное произведение, над жанром которого можно спорить и по сей день. Создавая новое произведение, из своих уже отлично отработанных способов, сотворил что-то невероятное, эту нестандартную форму не встретишь больше в русской литературе, а некоторая недосказанность только больше привлекла внимание читателей, позволяя их задуматься над проблемами данной книги.
Несколько интересных сочинений
-
Сочинение на тему Семья
Что такое семья? Это важная составляющая каждого из нас. Отдельная ячейка общества, в которой мы с вами живем. В нашем современном мире семья оказывает колоссальное влияние на продолжительность нашего рода
-
Композиция поэмы Пушкина Медный всадник
В поэме Пушкина «Медный всадник» сочетается не только историческая, но и социальная проблема. Его слог немного напоминает другое интересное и популярное произведение автора под названием «Евгений Онегин»
-
Анализ рассказа Муму Тургенева 5 класс
Свой рассказ «Муму» Тургенев написал в 1852 году, но опубликован он был спустя 2 долгих года борьбы с цензурой в одном из номеров журнала «Современник».
-
Кого можно назвать добрым человеком? Итоговое сочинение
Каждый из нас начинает познавать мир и знакомиться с понятиями добро и зло с раннего детства. Вся дальнейшая жизнь человека складывается так или иначе исходя из того, какой путь он выбрал
-
Образ Берга в романе Война и мир Толстого сочинение
Адольф Карлович Берг — один из ярких второстепенных персонажей произведения русской классики, исторического романа Льва Николаевича Толстого под названием "Война и мир".