Сочинение по рассказу Господа Головлевы Салтыкова-Щедрина

Роман показывает одновременно и процесс деградации российского дворянства после отмены крепостного права и, одновременно, говорит  человеческой безнравственности, рисуя ряд персонажей, которые не вызывают никакой симпатии.

При первом, поверхностном рассмотрении помещичья семья Головлевых представляется состоящей из вполне нормальных, хотя и не очень приятных людей. Арина Петровна – мать семейства, женщина с хозяйственной жилкой, Степан Головлев служит чиновником, даже Иудушка (он же Порфирий) представляет собой человека, погруженного в дела, хотя и морально нечистоплотного.

Однако при ознакомлении с текстом романа видно желание автора показать упадок и свое негативное отношение к дворянскому семейству. Вероятно, здесь сыграло роль то обстоятельство, что произведение носит (по мнению исследователей) отчасти автобиографический характер. В образах Арины Петровны и Иудушки видны черты матери и брата писателя, к которым он не испытывал слишком теплых чувств.

Герои романа отмечены множеством разнообразных отрицательных качеств. Это и стяжательство, характерное в большей степени для Порфирия и его матери. Кроме того, для ряда персонажей характерно пьянство и половая распущенность (в основном это касается племянниц Иудушки, актрис по роду занятий).

Однако главный порок семейства Головлевых – это равнодушие к другим, жестокое отношение даже к самым близким людям. Наиболее ярко это выражается в отказе Иудушки дать своему сыну деньги, чтобы покрыть недостачу казенных денег, проигранных им, что стало причиной ареста и смерти Петеньки.

Некоторые персонажи, такие как Павел Владимирович, хотя и не совершают особо страшных проступков, как Иудушка, ставший причиной смерти сына и матери, но также бесцветны и неспособны творить добро.

В этой книге нет мотива нравственного возрождения. Даже запоздалое покаяние Иудушки, который в конце произведения идет в пургу на могилу матери, оказывается бесплодным. Салтыков – Щедрин демонстрирует это тем, что показывает бесполезность данного поступка. Самый подлый из Головлевых умирает в дороге, получив воздаяние за совершенное им.

Автор желал показать, что таких людей, как созданные им Головлевы уже ничего не может спасти. Они не приносят пользы или счастья ни другим, ни даже себе самим, несмотря на некоторые материальные приобретения. На это же косвенно указывает и описание их имения, от которого исходит дух затхлости и умирания.

Вариант 2

Произведение «Господа Головлевы» замыкал творчество писателя. Роман, в котором звучала семейная тематика, возник не случайно. В то время эта тема прозвучала в трудах многих писателей. Показывая семью Головлевых, писатель Салтыков-Щедрин на примере господ Головлевых передал превращение членов семьи в ничтожных людей. Поместье этого семейства не убогое, богатея все больше и больше. Однако это накопительство не крепит семейные отношения, а лишь приводит к развалу. Родственные связи между членами семьи отсутствуют, между ними существует ненависть.

 Арина Петровна, глава семейства, обладавшая жестким характером, жила с целью приумножить свое состояние. Страсть к наживе была выше материнских чувств. В эпизоде, где ей сообщают, что дочь умерла, оставив двух детей, она остается в полном недовольстве. Своих детей она разделила на любимых и нелюбимых. Развращая их своим отношением, она постепенно подавляла настоящую любовь к матери. В этой семье никто не удивлялся наказаниям, ведь все это делалось для стабильности этих же самых детей, которые были искалечены воспитательными действиями Арины Петровны.

Так, Павел, пропил подаренный матерью дом, и сейчас живет как последний нищий. Степку она считала настоящим балбесом, а внучек-сироток кормила очень плохо, экономя на еде. Писатель постепенно показывает, как члены семьи, получив нравственные увечья, умирают один за другим. В конце жизни перед помещицей возникают результаты ее деятельности, которая представляла собой воспитание бездушных извергов. Одним из таких изуверов был Порфирий или как его еще называли в семействе Иудушка. Благодаря деспотизму он научился притворяться ласковым и добрым сынком, постоянно показывая, матери свою преданность и великодушие. Его притворство помогли найти лучший кусок и избежать наказания. Черты стяжательства развились в нем до предела. Порфирий стал полновластным хозяином имения, подчинив себе мать и обрекая ее на жалкое существование. Салтыков-Щедрин сравнивает Иудушку с пауком, который сосет кровь из своих жертв. Он наслаждается, когда видит, как другие люди страдают. Иудушка без содрогания обрекает на гибель своих сыновей. Однако пустословие обернулось в конце произведения против него самого. Его душа настолько очерствела, что он перестал воспринимать реальную жизнь. Ему даже приходит мысль о самоубийстве. Мы видим на могиле матери совсем опустившегося человека, страдающего галлюцинациями.

История семьи Головлевых говорила о вырождении дворянства, где Иудушка являлся символом всякой эксплуатации и угнетения, пустословия и лжи, встречающиеся практически у каждого человека.

По рассказу Господа Головлевы

По рассказу Господа Головлевы

Несколько интересных сочинений

  • Сочинения по произведению Горе от ума

  • Кипренский О.А.

    Детство Кипренский прошло в семье крепостных, мать крепостная, а отец помещик Дьяконов. В возрасте 6 лет получив вольную, отправляется в Петербург. Он пишет портреты таких известных людей, как Жуковский, Крылов, Вяземский и многих других

  • Мцыри – любимый идеал Лермонтова сочинение

    Мысли о написании произведения о судьбе монаха, желающего обрести свободу, Лермонтов вынашивал много лет. Мцыри вобрал в себя человеческие качества, которые больше всего ценил Лермонтов

  • Патриотизм в рассказе Шолохова Судьба человека

    Небольшое произведение М. Шолохова «Судьба человека» причисляется к творческому процессу с военным сюжетом. Вопреки тому, что в литературной работе нет какого-нибудь имеющего большое значение военного столкновения

  • Семья Болконских в романе Война и мир Толстого сочинение

    Лев Николаевич Толстой отвел семье Болконских основную роль в своем романе-эпопее. Эта семья выглядит несчастливой, не умея найти общий язык, не столько друг с другом, сколько с отцом семейства.