Образ учителя Харлампия Диогеновича в повести Тринадцатый подвиг Искандера
Название рассказа – цитата этого героя. Собственно, рассказ о нём. Это ведь воспоминания писателя о своих школьных годах и конкретном случае, в котором судьей стал этот самый учитель математики.
Рассказчик начинает не с происшествия на уроке математики, не со своего утра, а именно с описания необычного учителя. При этом есть даже намёк на его гениальность. Писатель и с высоты своего возраста думает, что его учитель был гением. (Часто с возрастом люди разочаровываются в учителях, то есть понимают, что те не гении и не волшебники, какими кажутся школьникам, а обычные люди. Ну, я так слышал, по крайней мере.)
Такое необычное имя наталкивает сразу на мысль о древних философах – Платоне, Сократе и, конечно, Диогене. Вообще, учитель по национальности – грек. Харлампий Диогенович отличался и в стиле преподавания. На его уроках царила образцовая тишина. Кроме возраста, тут сыграл его тонкий ум и чувство юмора. На самом деле, тишина иногда прерывалась взрывами смеха, но это именно учитель намеренно вызывал его и управлял им. Смех был его страшным оружием. Не столько против самого ученика, а против его недостатков. Он умел высмеять любого – никому не делал поблажек. Учитель делал это и по отношению к ученику, стоящему у доски, к контрольной, которую кто-то списал. А дети ведь не боялись уже не плохих оценок, ни записей в дневниках, ни даже того, что родителей вызовут в школу. Впрочем, Харлампий не использовал такие банальные методы. Своим методом смеха он властно держал класс в руках.
Кстати, о внешности. Автор вспоминает, что математик был невысокий с большой головой, аккуратный во всём. У него даже был специальный блокнотик, куда он что-то такое записывал – возможно, характеристики учеников. Он ведь учил не просто математике, а жизни. Важно ещё, что класс у него был подходящий по возрасту. Они уже не такие маленькие, чтобы не понять шутку, но и не такие взрослые, чтобы всерьез на неё обидеться.
Во время описанного происшествия «хулиган» всё время видит, что учитель на шаг впереди. Он постоянно с пониманием смотрит, вроде хочет остановить обман, но всё ждёт, чтобы ученик сам опомнился. Назвав автора «маляриком», учитель показывает, что понял, как тот подставил класс под вакцинацию. Когда у доски мальчик попытался сбить шутку учителя, ответив невпопад, тот и не моргнул – обсмеял его по-другому.
Самое главное, что Харлампий делал всё это ради детей, их правильного воспитания.
Характеристика 2
У каждого учителя есть своя методика общения с нерадивыми учениками. Одни читают морали, надеясь, что в хулигане проснется совесть, другие могут откровенно перейти на крик, а третьим легче делать вид, что ничего не происходит и не обращать внимания на зарвавшихся школяров. Совсем другой подход к детям у Харлампия Диогеновича, учителя математики, героя повести «Тринадцатый подвиг Геракла».
Он не кричит на провинившихся учеников, не читает долгих нотаций, не выставляет за дверь. Харлампий Диогенович поступает уникально – он поднимает хулигана на смех, а быть посмешищем всего класса - весьма сомнительное удовольствие. Осмеянный один раз, нарушитель дисциплины старается больше не попадаться на этот «крючок».
Именно так он поступил с учеником, от лица которого написано это произведение. Мальчишка не справился с заданным на дом уроком и придя в школу значительно раньше начала занятий, вместо того, чтобы обратиться к какому-нибудь отличнику за помощью, присоединился к футбольной игре.
Вскоре после начала урока, в класс нечаянно заглянули врач с медсестрой. Воспользовавшись ситуацией, мальчик, схитрив, уверил медиков, что прививки в первую очередь необходимо сделать именно их классу. После того, как был привит последний ученик, Харлампий Диогенович, начал рассказ об одном древнегреческом герое. Он всегда рассказывал какую-нибудь историю перед тем, как прозвенит звонок на перемену. Но в этот раз выяснилось, что учитель рассказывает об юноше, совершившим тринадцатый подвиг Геракла, но отнюдь не от храбрости, а наоборот, от того, что струсил. В конце своего повествования, учитель пригласил горе – героя к доске и весь класс начал над ним потешаться. После этого случая, мальчик уже не решился относиться к домашним заданиям столь легкомысленно.
Необычное отчество учителя в повести наверное, придумано не случайно, Диоген, как известно был знаменит своей мудростью. Харлампий Диогенович тоже наделён этим качеством. Воспитать в детях сильный характер, посредством чувства юмора – такая задача не каждому по плечу. Только обладая умом и с годами накопленным опытом можно добиться определенных результатов, каких добился Харлампий Диогенович, благодаря своей мудрости.
Несколько интересных сочинений
-
Лермонтов тема свободы сочинение
Знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова позволяет условно разделить его поэзию на две большие группы: стихи о свободе и стихи на другие темы. Тема свободы в творчестве поэта раскрывается через описание Лермонтовым
-
Образ и характеристика Натальи Савишны в повести Детство Толстого сочинение
Наталья Савишна – старушка -служанка в доме главного героя. Она работает горничной и няней вот уже 60 лет. В молодости она работала служанкой в барском доме.
-
Сочинение по произведению Толстый и тонкий Чехова
В рассказе Чехова «Толстый и тонкий» описывается небольшая бытовая сценка - случайная встреча на вокзале двух бывших одноклассников. И вот вроде бы: что интересного можно было найти в подобной сценке?
-
Твір роздум на тему Природа
Наше життя складається з наших дій і взаємодій з навколишнім світом. Природа складає важливу роль в навколишньому середовищі. Вона - є нашою матір’ю. Це не просто красивий вираз. Людини походить від природи та є її частинкою
-
Сочинение на тему Школьная жизнь
Когда ты школьник, столько разных событий и впечатлений приходится пережить. Это и первый день в школе, и первая любовь, и первый синяк… Каждый день готовит для тебя все новые и новые сюрпризы.