Анализ рассказа Казакова Тихое утро
Рассказ Ю. П. Казакова «Тихое утро» - это история о взаимоотношениях двух мальчиков, которые получили серьезный урок в один из летних дней. На фоне деревенской природы, увлекшись ловлей рыбы, они столкнулись с опасностью. Один из них – местный житель – Яшка оказался спасителем для гостя из Москвы, который не смог самостоятельно выбраться из воды - Володи.
В рассказе на первый план выступает противопоставление городской суеты деревенскому укладу. Эти отличия проявляются и в людях, и в быту. Хозяйский сын – ребенок, привычный к раннему подъему, утренним походам на рыбалку. Он знает, что необходимо для этого надеть и взять с собой. Гость из города надевает на ноги ботинки в отличие от босоногого Яшки, который охотно пьет воду из колодца. У Володьки же после нескольких глотков «заломило в затылке». Володька – робкий, он впервые видит густой туман, наслаждаясь свежим воздухом лугов, с большой осторожностью подходит к реке. Яшка – смелый, опытный мальчишка, который умеет ловить дроздов, разбирается в рыбе.
Своеобразен подход писателя к изображению природы в рассказе, которая будто сопровождает ребят, начиная с их пробуждения. Утренний туман не дает им прохода, будто закрывая путь в направлении реки. Добравшись до воды, мальчиков отпугивали омуты, темнеющие в разных местах реки. Усилилось впечатление и ребят и читателя за счет несуществующих, но пугающих образов осьминогов. Все становится на свои места после того, как Яшка спасает спутника. Туман рассеивается, легкий ветер радует ароматами цветов и трав, которые распространились повсюду.
Автор показал, как может в трудных обстоятельствах измениться человек. До похода на рыбалку Яшка то с озлобленностью, то с насмешкой относился к москвичу. Однако после спасения на лице его играла нежность и удовольствие. После этого случай на реке мальчик справился со своей неприязнью к Володе, со страхом осьминогов, о которых ему не раз рассказывал товарищ. Отношения ребят друг к другу изменилось. Они приобрели горький жизненный опыт, который на будущее станет для них хорошим уроком.
Таким образом, автор произведения благодаря случаю на реке подвел читателя к мысли о том, что каждый человек даже ребенок может совершить настоящий подвиг, выполнить долг перед собой и тем, кто нуждается в помощи. Слезы Яшки, оказавшегося на берегу вместе с Володькой, это слезы счастья взрослого человека, который повел себя в трудной ситуации достойно, не остался равнодушным.
Название произведения «Тихое утро» выбрано автором не случайно. Затишье в природе настораживает, дает возможность разобраться в себе, выяснить без помех взаимоотношения с товарищами. Оно помогает увидеть все вокруг без препятствий, лучше понять переживания героев рассказа.
Казаков с гордостью подчеркивает, что его герои мужественно выдержали испытание, несмотря на свои страхи и возраст. Автор призывает читателей оставаться неравнодушными при любых обстоятельствах, тем более, если речь идет о спасении близких людей. Яшка достойно вышел из ситуации, показав пример того, как нужно реагировать на чужие неприятности, быть отзывчивыми, не бросать в беде друзей.
Вариант 2
Данное произведение относится к такому жанру, как рассказ. Юрий Павлович поднимает ряд очень важные темы. Тему совести, тему ответственности, тему гордости, тему любви к другу, тему природы.
Рассказ начинается с того, что мальчики ссорятся из-за разных взглядов. Один парень – деревенский, а другой – городской. Яшка пытается донести до друга все прелести ранней рыбалки, а тот его не понимает. На этой почве происходит ссора. Однако, потом автор описывает испытание, которые приходит к ребятам, когда они ничего не подозревают.
В произведении всё внимание сосредоточено на двух героях. Первый – Яшка, а второй – Володя. Один всегда жил в деревне, а второй приехал погостить на время.
Яшка – родился и вырос в деревне. Очень хорошо разбирается в рыбалке. Парень одевается просто, не гоняется за красотой. Для него главное – дело. Яшка не понимает своего городского друга. Ведь он привык рано вставать и знает всю прелесть раннего утра. Мальчики поссорились на этой почве. Однако, когда Яшка встречается с серьезной проблемой, он принимает правильное решение. Его друг оказался в воде, а Яшка, зная, что ему тоже угрожает опасность, бросился ему на помощь. Произошедшее было серьезным шоком для парня. Он очень боялся трагичного конца истории поэтому, когда он вытащил друга и сам вылез на берег, не сдержал накопившихся эмоций. Благо, все кончилось хорошо.
Когда Яшка собирается на рыбалку, можно заметить, что он чувствует себя настоящим знатоком предстоящего дела. Яшка хочет показать своему другу какой он мастер, показывает свои умения и трюки. Яша многое знает о том, что происходит вокруг. Он различает все звуки, прекрасное знает, что и где происходит. Яша очень уверен в себе, чего не скажешь о Володе. Из-за своей неуклюжести парень потерял равновесие и оказался в воде. Яша, увидев эту картину, в первую очередь - испугался. Однако, от осознания, что друг может утонуть, герой переборол страх и бросился в воду. При анализе чувств Яши можно увидеть много на первый взгляд скрытых чувств (жалость, страх потерять друга, страх не сберечь, сострадание).
Володя же совсем другой. Городские люди сильно отличаются от деревенских. Деревенские привыкли говорить, что думают. Простые и неприметные. По причине вспыльчивости Яшки, Володя боится задавать лишние вопросы, чтобы его не разозлить. Природа сблизила героев, дала им общую тему для общения. По этой причине ушло напряжение, вскоре парень оказался в воде.
Анализ 3
Юрий Павлович Казаков - знаменитый писатель русских рассказов. Он много путешествовал по России, любил приезжать к берегам великих русских рек. В народе принято считать, что все его рассказы - это реальные случаи из жизни. Так и получил жизнь рассказ «Тихое утро».
События разворачиваются в обычной деревне. Утро, когда развивались события, было очень тихим, даже петухи еще не успели пропеть. Деревенский мальчишка Яшка нехотя встал с кровати, но он договорился пойти на рыбалку с городским мальчишкой Володей. У себя во дворе мальчик накопал червяков, взял удочки и отправился в дом к Володе. Разбудить Володю было не очень легко, ведь мальчик не привык так рано вставать. Мальчик собрался, и они пошли. Дорога до реки была недолгой. Мальчики расположились на берегу, достали снасти. Яшка насадил на крючок червяка и закинул удочку в воду. Он хотел показать Володе, что у него получится поймать рыбу с первого раза, ведь он профессионал в ловле рыбы. На реке образовались водные круги, рыба подплыла к удочке. Яшка резко дернул, но первый улов сорвался. Он разозлился сам на себя, ведь он не смог утереть нос Володе и поймать рыбу с первого раза. Яшка еще раз закинул удочку, и рыба наконец-то клюнула. Яшка вытянул леску и снял рыбу с крючка.
У Володи тоже клюнула рыба, он потянул леску, но из-за своей неловкости сам свалился в воду. Яшка струсил лезть в воду за другом и побежал искать подмогу. Мальчик с детства знал много странных историй про озерных обитателей, которые могут утащить на дно. Но как назло по пути он никого не встретил и принял решение спасать Володю самостоятельно. Яшка прыгнул в воду и вытащил Володю.
Главные герои произведения- полные противоположности. Яшка - обычный деревенский мальчик, который живет с мамой, отца- скорее всего нет. Яша трудолюбивый и честный мальчик, не испорченный городскими прелестями. У него обычная одежда, он не задумывается, как он выглядит. Его любимое дело – рыбалка. Яшка привык трудиться. Характер у Яши не простой- он вспыльчивый. Когда мальчик понимает, что Володя ничего не знает о рыбалке и его придется учить, Яшка ведет себя самоуверенно и высокомерно.
Володя живет в Москве. Он приехал в деревню на летние каникулы. Володя не привык просыпаться рано, он очень флегматичный мальчик. Поход на рыбалку показал Володе, что он вовсе не понимает деревенских развлечений. Когда он упал в реку, очень сильно испугался за свою жизнь. Но, увидев, что Яшка кинулся его спасать, оценил поступок и понял, что они друзья.
Автор в своем рассказе описывает красоты природы. Используя красивые метафоры и речевые обороты, автор в тексте передает красоту дивного утра. «Тихое утро» - это рассказ о дружбе. Не смотря на то, что мальчики разного воспитания и с разным восприятием мира, они смогли найти общий язык и подружиться. Автор рассуждает о ценностях, поведении людей, о уроках, которые может преподнести жизнь. Казаков показывает, что страх - главный враг и если его перебороть, то все обязательно получится.
Несколько интересных сочинений
-
Сочинение на тему Чтение - что оно даёт человеку
Чтение. Казалось бы, обычное дело. На летние каникулы всегда задают прочесть дополнительную литературу, выходящую за рамки школьной программы. Говоря, мол, лишним не будет.
-
Сочинение на тему Здоровье
Здоровье, как говорит моя мама это самое важное для человека. Любовь, дружба, деньги это все приложится, если есть здоровье.
-
Сочинение Примеры совести из жизни
Совесть - это «практическое суждение разума об отдельном поступке как о добре и его совершении, или как зле, которого следует избегать» (Гленн, 1930). Следовательно, человек должен предпочитать поступать правильно
-
История создания повести Левша Лескова
Замечательная повесть Лескова Левша наполненная уникальным количеством проработанных персонажей, и интересной историей, которая не похожа на своих соратников по цеху, как и любое другое произведения появилась на свет не сразу
-
Сочинение Мое любимое стихотворение Пушкина
Я долго не мог решить, что из лирики Пушкина я могу назвать любимым произведением. Александр Сергеевич известен любовной лирикой, его «Евгений Онегин» очень популярен, у него очень много стихотворений