Анализ произведения Катаева Сын полка
Жанровая направленность произведения представляет собой историческую прозу, в которой изображаются реально происходящие события с участием вымышленных героев.
Композиционная структура повести представляется в виде последовательного повествования, при этом сюжетные события отличаются стремительным развитием.
Главным персонажем повести является Ваня Солнцев, представленный в образе двенадцатилетнего мальчика, оказавшегося в период войны круглой сиротой, поскольку вся его семья погибает. Мальчик отличается отвагой, смелостью, мужеством, желанием освободить страну от вражеских захватчиков.
Второстепенными персонажами произведения представляются советские воины в лице Биденко, являющегося разведчиком, ефрейтором, в мирное время работающим шахтером, Горбунова, также воюющего разведчиком, бывшего лесоруба, Енакиева, капитана, а также Ковалева, изображенного в качестве наводчика орудия, баяниста и весельчака.
Сюжетная линия разворачивается в момент встречи обездоленного Вани с советскими разведчиками, которые забирают его в полк, где мальчик становится подопечным всех солдат, в особенности Биденко и Горбунова, считающих ребенка сыном полка, лишенного родительской любви, заботы и ласки.
Среди военных мальчик обучается не только выживанию в сложных условиях в период войны практически не имея одежды и пищи, но и осваивает военное дело, помогая солдатам в разведывательных мероприятиях, тем самым утоляя свою месть немцам за погибшую семью.
Командир полка в лице Енакиева также привязывается к смышлёному и умному ребенку, а также мечтает по окончании войны стать для Вани Солнцева официальным усыновителем. При этом неоднократно капитан пытается отправить ребенка в тыл, но Ваня все равно возвращается в полк.
Однако жизненные обстоятельства складываются таким образом, что Енакиев погибает, сумев предварительно спасти жизнь мальчика путем его отправки на задание в штаб, подальше от места ожесточенного боя с немецкими захватчиками.
Отличительной особенностью произведения является описание автором не только внешность героев с их характерными чертами, а также изображение переживаний, мыслей персонажей, выраженных в диалогах, а также воспоминаниях и мечтах о будущем.
Смысловая нагрузка рассказа заключается в проявлении русским народом патриотических чувств, мужества, отваги, героизма, храбрости, вне зависимости от возраста, веры в справедливость и готовности умереть ради победы и освобождения родины.
Вариант 2
Повесть «Сын полка» была написана Валентином Катаевым в 1943 году, в то время, когда писатель, будучи военным корреспондентом, переезжал из одной армейской части в другую. События, которые описаны в произведении, основаны на реальной истории мальчишки, которого приютили солдаты.
Рассказ представлен в жанре исторической прозы. Имена героев, конечно, выдуманы, но история их жизни правдоподобна.
Война осиротила сотни детей, которые лишись в одночасье не только своего дома, но и родителей. Многие из этих мальчишек и девчонок стали свидетелями кровавой драмы. У них на глазах фашисты расстреливали матерей, братьев, сестер, односельчан. Солдаты не решались удерживать этих ребят от стремления отомстить врагу. Они были еще маленькими, но очень мужественными солдатами, самоотверженно идущими в бой с мыслью освободить родную землю от фашисткой нечисти.
Группа разведчиков случайно обнаружила в окопе мальчонку, который вот уже около трех лет скитался по лесу. Ваня Солнцев поведал солдатам свою нехитрую историю. Похоронку на отца семья получила еще в начале войны, мать убили немцы, а меленькая сестренка и бабушка умерли от голода. Парнишку накормили, обогрели, заметив его знания окружающей местности и способность хорошо ориентироваться в лесу, захотели оставить в отряде.
Капитан Енакиев несмотря на симпатию к Ване, принимает решение отправить его в тыл, ведь война это не детское дело. Мальчик непреклонен, угрожает побегом. Он не привык подчиняться, его твердое решение бить фашиста в строю с взрослыми, не видит препятствий. Ваня ловко обманывает ефрейтора Биденко и убегает. Возвращаясь в отряд, он встречает такого же мальчишку, одетого в военную форму. Из расспросов узнает, что его ровесник зачислен в отряд и считается сыном полка.
Герой решает найти главного командира, который сможет заставить Енакиева поставить мальчика на довольствие как полноценного члена группы разведчиков. В штабе, парень с горячностью рассказывает, встретившемуся офицеру о своих мытарствах, и требует дать указание несговорчивому Енакиеву, зачислить его во взвод. Ваня даже не догадывался, что разговаривал с тем самым капитаном Енакиевым.
Настойчивость мальчишки взяла верх, и вскоре он уже ходил на опасные задания с разведчиками. Но после очередного рейда в тыл врага, когда Ваня попал в плен и чудом был спасен, его прикомандировали к артиллерийскому расчету, где он и продолжил службу.
Енакиев настолько привязался к мальчику, что планировал его усыновить, ведь он, как и Ваня остался совсем один, потеряв семью за годы войны. Но война диктует свои условия, этим планам не суждено было сбыться. В одном из кровавых сражений капитан погибает, но оставляет письмо, в котором просит в случае его гибели позаботиться о мальчике и отправить его в Суворовское училище. На этот раз Ваня осознает ответственность за оказанное доверие. Он не подведет, будет учиться и станет достойным офицером.
Ваня Солнцев двенадцатилетний осиротевший мальчишка, является главным героем повести. Второстепенные персонажи: группа разведчиков, капитан Енакиев, ефрейторы Биденко и Горбунов, наводчик Ковалев.
Композиция произведения выстроена последовательно, сюжет отличается стремительным развитием Встреча разведчиков с ребенком, описание его одинокого скитания по лесу является завязкой повести. Жизнь Вани в полку сложная, но интересная, мальчик обучается у солдат военному делу, помогает им в разведывательных операциях. Кульминационным моментом становится ожесточенный бой, из которого Енакиев постарался вывести мальчишку, отправив его с поручением в другой взвод. Развязка повести жизнеутверждающая. Бой окончен, капитан погиб, но успел оставить напутствие своему воспитаннику, благодаря которому сын полка сможет преодолеть все трудности, и станет настоящим защитником Родины.
Несколько интересных сочинений
-
Анализ произведения Тургенева Певцы
Произведение «Певцы» входит в цикл рассказов Тургенева «Записки охотника». Автор поставил перед собой задачу раскрытия образа простого человека. Также он Тургенев показывает зрителю картину жизни русского народа
-
Анализ романа Евгений Онегин Пушкина
Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» стал настоящим прорывом в литературе начала XIX. На его написание у автора ушло более семи лет. Сам Пушкин называл роман работой «всей моей жизни».
-
Сочинение на тему Природа в лирике Тютчева (в творчестве, поэзии) 10 класс
Природа всегда была интересна большинству русских писателей, она занимала основную часть в их творчестве. Также не оставила равнодушным она писателя Тютчева Федора Ивановича – он гениальный лирик, его мир полный таинства и гармонии.
-
Что такое обломовщина - сочинение
Образ Ильи Ильича Обломова, созданный И.А. Гончаровым стал хрестоматийным. Обломовыми до сих пор называют людей ленивых, пользующихся трудом других.
-
Анализ сказки Бажова Каменный цветок
Сказка «Каменный цветок» имеется в сборнике под названием «Малахитовая шкатулка». Этот сборник вышел в свет в 1939 году. Рассказ сделан так, чтобы его смогли воспринимать дети.