Анализ повести Короленко Слепой музыкант
В. Г. Короленко писал свою повесть почти 13 лет, и закончил работу над ней в 1885 году. А через год её напечатали в газете «Русские ведомости». Читателям понравилось произведение, и она переиздавалась 15 раз.
Герой произведения Пётр имел реальный прототип. Автор был знаком со слепым музыкантом, а в детстве ему довелось дружить со слепой девочкой. Общаясь с ней, Короленко имел представления об ощущениях слепых, и сумел описать их.
Жанр произведения - реалистическая повесть. Характер главного героя изменяется в соответствии с реальными событиями, его окружением. Мальчик растёт в любящей семье, поэтому он эгоистичен, избалован. Дядя Максим занял в жизни племянника главное место. Сам став инвалидом, и раздумывая над вопросом о своей ненужности и бесполезности, он вдруг находит родственную душу в племяннике и посвящает себя его воспитанию и образованию. Подруга Петра Эвелина подходит под романтически образ. У неё красивые глаза, длинная русая коса, но характер - реалистичный. Узнав впервые про слепоту мальчика, Эвелина заплакала. После знакомства с Петром, она стала его судьбой. Её предназначение в любви и заботе о нём.
Мать Петра Анна – гордая и чувствительная натура. Смысл своей жизни она видит в счастье сына.
Большое место в повествовании занимает природа, она влияет на становление Петруся.
В повести решаются философские и психологические проблемы. Любовь и счастье – любимые темы писателя. Сам автор называет своё произведение этюдом, и исследует, как слепой человек, инвалид находит смысл в жизни.
Один из первых В. Короленко в своём произведении поднимает проблемы инвалидов, ставшие актуальными в наши дни.
События повести развиваются в течение 20 лет: от рождения Петруся до того момента, пока у него родится свой сын. Повесть состоит из 7 глав и эпилога. Петр достигает своей главной цели, он становится музыкантом, на его концерт приходят люди.
В 5 лет услышав игру на свирели конюха Иохима, мальчик был очарован простой мелодией и вскоре научился играть на ней. Взрослея, Петрусь освоил игру на пианино, и стало понятно, что дальнейшая жизнь его будет связана с музыкой. Кульминация происходит в шестой главе. Узнав о слепом музыканте Юрко, встречаясь со слепыми звонарями, путешествуя со слепыми нищими. Пётр понимает, что, благодаря своему таланту он может служить людям, жить полной жизнью и быть счастливым.
Вариант 2
Для начала следует отметить, что при работе над «Слепым музыкантом» Короленко практически не использовал недостоверных данных. Ведь писатель довольно часто сталкивался с лишенными зрения людьми, потому мог в полной мере прочувствовать и передать их душевное состояние.
В детстве литератор знал одну слепорожденную девушку – возможно, именно ее ощущения он впоследствии мог спроецировать на главного героя. Еще у Короленко был ученик, имеющий проблемы со зрением (оно периодически пропадало), а также знакомые слепые музыканты.
Возможно, именно поэтому описание получилось таким реалистичным. А сцена со звонарями и вовсе была взята из жизни.
Поразительным является тот факт, что произведение переиздавалось 15 раз, что говорит о безоговорочной любви к нему современников.
Можно сказать, что «Слепой музыкант» - повесть о жизненном пути, о становлении личности. Характер героя постоянно претерпевает изменения – можно сказать, что он находится на стадии формирования. Разумеется, на это влияют окружение и обстоятельства.
Ощущения полноценной картины нет – потому, можно осмелиться сказать, что Короленко намеренно оставляет персонажа на пике возможностей, как бы предлагая читателям додумать некоторые детали.
Можно сказать, что повесть является психологической и философской. Примечательно и то, что писатель называет творение «этюдом» - а это понятие свойственно и музыкальным произведениям. Вполне вероятно, что он делает это неслучайно.
Присутствует некий гуманизм, ведь автор считает, что ключ к достижению собственного счастья – это умение дарить радость другим. Однако в понимании Короленко движение к свету инстинктивно, порой сам человек не осознает, что находится на «верном» пути, он лишь делает то, что подсознательно считает необходимым.
Несмотря на особенности, главный герой, музыкант Петр добрый и активный. Однако он боится новизны – иногда она заставляет его впасть в ступор. Это говорит о свойственной творческим личностям, эмоциональности. Он не привык скрывать мысли и чувства (кстати, Короленко считает, что у слепых имеется то, чего нет у зрячих – их искренние эмоции отражаются на лице, и скрыть их невозможно), прошел довольно долгий путь, в результате чего понял, что его миссия на этой земле – развлекать людей музыкой.
Петр всерьез считает, что своим творчеством служит бедным и обездоленным, делая их жизнь чуточку легче.
Отдельного восхищения заслуживают описания природы – можно сказать, что она влияет на становление музыканта. Присутствует много философских рассуждений о жизни, душе, предназначении человека. Именно это служит своеобразной «изюминкой», и причиной того, почему «Слепого музыканта» хочется перечитывать снова и снова, всякий раз находя определенное количество упущенных по невнимательности, деталей.
Подробный анализ
В. Г. Короленко закончил писать повесть «Слепой музыкант» в 1885 году. Это был труд длинною в 13 лет. Короленко изучал вопрос смысла жизни со стороны человека, у которого нет возможности воспринимать этот мир также, как и мы. Через год после окончания работы над повестью её опубликовали в газете «Русские ведомости». Читателей заинтересовала тема жизни людей с ограниченными возможностями и в итоге при жизни писателя его повесть переиздавалась ещё 15 раз.
Автор вдохновлялся собственными воспоминаниями о людях, которых встречал в своей жизни. Это была соседская девочка, слепая отроду, знакомый слепой музыкант и мальчик, его ученик, обречённый ослепнуть.
Это реалистичная повесть. Главный герой меняется вместе с окружающими его людьми и событиями, происходящими с ним. Мать мальчика слепо его любит, неосознанно делая его эгоистичным и избалованным ребёнком. Эвелина, узнав о слепоте Петра, заплакала. Тем самым показав реалистичность своего детского, слегка наивного характера.
Повесть рассказывает нам о слепом мальчике Петре, который растёт в любящей семье. Его дядя Максим, став инвалидом, начал много своего времени отдавать мальчику. Именно он не дал стать Петру избалованным и одиноким среди своих сверстников. Мальчик с рождения имел способности к музыке. С самого детства он начал играть на различных музыкальных инструментах.
Немаловажную роль в истории играет Эвелина, девочка, которая одна из немногих будет полностью понимать и чувствовать Петра. И в дальнейшем станет его заветной возлюбленной.
Повесть Короленко затрагивает многие психологические проблемы и философские мысли. В этой повести он показывает читателям путь слепого человека к счастью, путь человека, который обрёл свой смысл жизни.
Петр, встретивший на своём пути большое количество слепых людей, открывает в себе внутреннее зрение. Эти люди преобразили Петра в уверенного в себе человека, который нашёл смысл в людях, слушающих его музыку.
Автор произведения считает, что обрести собственное счастье можно только подарив счастье другим. Но путь к этому счастью инстинктивен. Короленко считает, что человек далеко не всегда осознает, что делает что-то хорошее и делает лишь то, что считает нужным.
Большую часть произведения занимают описания природы. Они красивы и мелодичны. Складывается ощущение, что между природой и главным героем есть некая невидимая связь, природа влияет на персонажа.
Короленко написал поистине незабываемую и глубокую историю. Историю о становлении личности, тяжёлом жизненном пути. На протяжении всей истории мы наблюдаем формирование характера и морали Петра. Видим, как его окружение делает его тем, кем ему суждено быть.
Философские мысли и мораль данного произведения делает его вечным и заставляет людей вновь и вновь возвращаться к этой истории. Эту историю хочется перечитывать чтобы вновь погрузится в глубокую историю молодого человека, который нашёл свой путь. Её хочется перечитывать чтобы вдохновится, последовать за главным героем и найти свой собственный смысл.
Несколько интересных сочинений
-
Анализ Сказки о попе и о работнике его Балде Пушкина
Жил поп. Однажды пошел он на базар что-нибудь прикупить. И вдруг увидел Балду, который слонялся по рынку без всякого дела. Вот Балда и спрашивает попа, что это он в такую рань тут прохаживается
-
Три дня на воле Мцыри сочинение
Что можно успеть сделать за три дня? Мне всегда казалось, что это очень маленький срок. Но прочитав поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри», я изменил свое мнение. Главный герой сбегает из монастыря, где он прожил всю свою жизнь
-
Уроки французского - Смысл рассказа
Каждый человек способен понять суть рассказа В. Распутина «Уроки французского» после его прочтения. Писатель очень подробно раскрывает образ Лидии Михайловны – учительницы, которая преподаёт главному герою урок доброты
-
Сочинение Раневская и Гаев в пьесе Вишневый сад Чехова
Прототипом для образа Раневской Чехову А. П. послужили дамы, которые праздно проводили свое время Монте-Карло. Он за ними наблюдал в начале 20- го века. Антон Павлович за них говорил, что жизнь за рубежом
-
Характеристика и образ Муму в рассказе Тургенева
Муму – собачка, сыгравшая главную роль в одноимённом рассказе Ивана Тургенева. Её трагическая история способна вызвать слезы у любого, даже равнодушного читателя.