Анализ пьесы Старший сын Вампилова

История написания

Пьеса имела несколько вариантов названий. В 1964 году автор начал работу над пьесой. «Мир в доме Сарафанова» — первоначальное название произведения. В 1965 — публикация отрывков с названием «Женихи». Название «Предместье» произведение имело в 1968 году. Позже пьеса была доработана и вышла под названием «Старший сын» в издательстве «Искусство». Одноименный художественный фильм был снят в 1976 году. В Болгарии, Венгрии, Чехословакии и других странах зарубежья произведение пользуется популярностью.

Жанр

Комедия — к такому жанру сам автор отнёс своё произведение. Одним из жанровых компонентов является анекдот. Лишь первые сюжетные картины имеют особенности комедии. Потом пьеса переростает в притчу или философскую историю, в которой проявляются библейские мотивы о блудном сыне.

В пьесе также присутствуют трагические элементы. Поэтому произведение является трагикомедией, в основе которой — драма семьи.

Тема и сюжет

Однажды холодным весенним вечером двое парней Бусыгин и Семён (Сильва), познакомившись в кафе, провожают домой девушек, рассчитывая на продолжение отношений. Но получив от ворот поворот, парни ищут ночлег. К тому же они опоздали на электричку. Неожиданно им повстречался пожилой человек Андрей Григорьевич Сарафанов с кларнетом в руках. Молодые люди, воспользовавшись случаем, решают его обмануть. Они представились знакомыми и обманным путём зашли к нему в квартиру. Общаясь с Васей, десятиклассником, сыном Сарафанова, Сильва сообщает, что Бусыгин — старший брат и родной сын Сарафанова. Когда отец вернулся домой, он сначала с непониманием относится к этой новости. Вспоминает свою молодость и роман с девушкой из Чернигова. Он понимает, что это может быть правдой и Володя — действительно его сын. К ним присоединяется Нина, дочь хозяина. Она требует доказательств в том, что они родственники. Бусыгин рассказывает о матери, разговор о ней парни подслушали. Когда наступило утро, они пытаются незаметно уйти, но Сарафанов заметил их и не отпустил. По традиции, он дарит Володе как старшему сыну серебрянную табакерку. Приняв семейную реликвию, Бусыгин решает остаться и помочь решить семейные проблемы. Васенька влюблён в двадцатипятилетнюю Наталью Макарскую, но она не отвечает ему взаимностью и только смеётся над ним. Он хочет убежать из дому, Бусыгин уговаривает его. Сильве также понравилась Наталья и, узнав об этом, Вася поджигает её дом.

Бусыгин влюбляется в свою «сестру» Нину, но у неё есть жених лётчик Кудимов, за которого она собирается замуж и хочет уехать с ним на Сахалин. Володя признаётся в своих чувствах Нине, а она жалеет, что они являются «родственниками». Сильва рассказывает всем правду. Но Сарафанов считает Володю своим сыном . Бусыгин опять опаздывает на электиричку и остаётся в их доме.

Тема — история о том, как чужие люди могут стать родными, а их дом — символом мироздания.

Главные герои

Бусыгин — студент-медик, представился «сыном» Сарафанова, 21 год.

Семён (Сильва) — агент торговли.

Андрей Григорьевич Сарафанов — музыкант, играет на похоронах, но скрывает это.

Васенька — десятиклассник, безответно влюблённый в Макарскую, сын Сарафанова.

Нина — дочь, 19 лет.

Кудимов — жених Нины, лётчик, курсант.

Наталья Макарская —соседка, секретарь суда.

Композиция

Трагикомедия в двух действиях. Завязка — опоздание на электричку, парни хотят где-нибудь переночевать. Развитие событий — Сильва сообщает, что Володя — сын Сарафанова. Молодой человек решает проблемы своей «семьи».

Кульминация — разоблачение обмана. Развязка — Володя остаётся в доме за «сына».

Идея произведения

Намного важнее родство душ и духовная близость, нежели официальные отношения. Главные компоненты настоящих взаимоотношений — умение слушать, понимать, поддерживать, а также любить друг друга.

Вариант 2

Произведение по жанровой направленности относится к комедийному стилю с включением в содержание трагических мотивов, создающих впечатление своеобразной философской притчи.

Сюжетная линия пьесы основывается на странном стечении обстоятельств, драматических моментов, являющихся движимой силой в развитии повествовательного действия, выстроенного вокруг семейства Сарафановых.

Все персонажи произведения представляются писателем в качестве ключевых образов, начиная с двух молодых друзей Сильвы (Семена Севостьянова) и Владимира Бусыгина, по волею случая оказавшихся на городской окраине и нашедших ночлег в квартире Сарафанова, главы небольшой семьи в составе заканчивающего школу Васеньки и дочери Нины, недавно вышедшей замуж за курсанта Кудимова.

События пьесы, начавшись с незатейливого обмана юношей, искавших ночлег, разворачивается в серьезном направлении, поскольку старший Сарафанов неожиданно узнает в Бусыгине своего старшего, незаконнорожденного двадцать лет назад сына, а остальные члены семейства впоследствии видят их внешнее сходство. Таким образом, Бусыгин оказывается принят в семейные взаимоотношения Сарафановых, не являющиеся благополучными. 

Старший Сарафанов является пожилым интеллигентным мужчиной с несостоявшейся карьерой, давно брошенным женой, в одиночку воспитывавшим детей, которые не планируют связывать свою дальнейшую жизнь со стареющим отцом, мечтая уехать на Сахалин и в тайгу. В Бусыгине же Сарафанов надеется обрести потерянную сыновью любовь, не чувствуя обмана и лжи, а впоследствии и не желая их замечать.

Владимир постепенно свыкается с придуманной ролью сына и начинает принимать активное участие в жизни семейства, давая советы младшим детям в их обустройстве личной жизни, порой грубо вмешиваясь в частные отношения.

Смысловая нагрузка пьесы заключается в изображении писателем острой человеческой необходимости в постоянном ощущении душевного родства и стремлении к обретению родного крова.

Бусыгин, являясь совершенно посторонним для Сарафановых, неожиданно для себя начинает ощущать между ними родственную связи и чувствует свою ответственность за их дальнейшую судьбу. Несмотря на юношескую браваду и цинизм, в молодом человеке рождается способность на проявление истинных чувств в виде любви, прощения, сострадания.

Повествовательное содержание пьесы «Старший сын» на всем протяжении развития действия демонстрирует на примере простой бытовой истории общечеловеческие гуманистические проблемы в виде острого дефицита людской доброты, доверия, взаимопонимания и ответственности, а также изображает возможность обретения духовного родства людей, несвязанных между собой формальными близкими отношениями, познакомившимися лишь благодаря счастливой случайности.

Писатель поднимает в пьесе глубоко нравственную проблематику, заключающуюся в мечте каждого человека на обретение общей семейной благостной гармонии.

Анализ 3

Произведение А.В. Вампилова «Старший сын» можно отнести к комедийному жанру. Но, несмотря на это в сюжете прослеживаются трагические моменты. Поэтому пьеса больше напоминает философскую притчу. В произведении события происходят будто случайно. Все действия крутятся вокруг семьи Сарафановых.

Абсолютно все персонажи являются главными героями. Можно сказать, что писатель никого не обделил вниманием. Даже, казалось бы, случайные герои (несколько парней попросили ночлег в квартире семьи Сарафановых) играют весомую роль в произведении. Семья Сарафоновых небольшая в ней воспитывается школьник Васенька и проживает дочь Нина с мужем курсантом Кудимовым.

 Начинается произведение с истории о том, как ребята искали ночлег, и нашли его в квартире, где проживали Сарафоновы. С этого момента начались разворачиваться события в серьёзном направлении. Глава семейства узнает в одном парне (Владимире Бусыгине) своего незаконнорождённого старшего сына. Ему должно было бы быть двадцать лет. Но через некоторое время все члены семьи стали отмечать внешнюю схожесть старшего Сарафанова и Бусыгина. Бедного парня буквально втянули в семейные отношения, которые не были благополучными.

Глава семьи Сарафанов – это пожилой мужчина, интеллигентный, но у которого не сложилась карьера. От него ушла жена, оставив ему двоих детей. Дети не хотят жить и в дальнейшем досматривать старика. Они планируют уехать из города на Сахалин. Сарафанов увидел в Бусыгине своего сына. Старик понадеялся, что парень останется с ним. Сарафанов верил, что он нужен своему вновь обретенному сыну. Поэтому он не заметил обмана, который происходил у него на глазах.

Владимир был не против подыгрывать старику и поизображать его сына. Он активно вошел в образ. Парень быстро вошел в доверие. Владимир относился к младшим детям, будто к родным братьям. Он давал им советы и наставления. Он пытался научить их жизни. Иногда он перегибал палку и вмешивался туда, куда ему не следует.

На самом деле Бусыгин не являлся родным ребенком Сарафанова. Но, несмотря на это между ними возникли чувства сострадания, отцовской любви и понимания.

Основная идея произведения – это то, что каждый человек хочет чувствовать себя нужным, любимым и незаменимым. Автор пытался донести до читателя мысль о том, как важны семейные отношения и взаимоотношения. В пьесе «Старший сын» демонстрируется проблема дефицита добра, ласки заботы доверия и любви в семейных отношениях.

Также важным моментом является то, что в пьесе затрагивается тема семейных ценностей и отношений между членами семьи. В целом, пьеса "Старший сын" Александра Вампилова является актуальной и сегодня, она затрагивает важные темы, такие как семейные ценности, успех и стремление к успеху, а также проблемы взаимоотношений внутри семьи.

Анализ произведения Вампилова Старший сын

Анализ произведения Вампилова Старший сын

Несколько интересных сочинений