Анализ Божественной комедии (произведения Данте Алигьери)

История создания

Своё великое произведение «Божественная комедия» итальянец Данте Алигьери создавал в течение 15 лет своей жизни с 1306 по 1321 год. Книга стала отражением мировоззрения писателя, в ней он описал своё отношение к политической ситуации в Италии, к католичеству и праведной жизни. «Божественную комедию» исследователи называют настоящей энциклопедией средневековья, в которой описаны философские и богословские воззрения, политическая и социальная реальность.

Данте создавал свое главное произведение, будучи в изгнании, Беатриче, любовь всей его жизни умерла от чумы, лишь работа над книгой помогла писателю справиться со сложным периодом жизни. Последняя часть произведения вышла в свет уже после смерти автора в 1321 году.

Изначально книга Данте носила название «Комедия». Эпитет «божественная» произведение получило благодаря Джованни Боккаччо, который был восхищён мастерством Данте. 

Жанр

«Божественная комедия» – это поэма.  Хотя сейчас книга Данте воспринимается как серьёзное и нисколько не комедийное произведение, писатель вкладывал в слово «комедия» то значение, которое было при его жизни. Комедией называли произведения, написанные народным языком, с невесёлой и даже трагической завязкой, но в конце которого всё встаёт на свои места, и финал неизменно хороший.

«Божественная комедия» вписывается в рамки жанра «загробное видение», который был популярен в средневековой Европе. С героем обычно происходили странные и страшные вещи, которые оказывались сном или болезненным бредом. Развеивались видения, как только человек начинал руководствоваться разумом, а не эмоциями, страстями.

Сюжет и тема

Однажды главный герой, Данте, заплутал в темном лесу, где на него напали три хищника: рысь, лев и волчица. Спасает Данте появившийся античный поэт Вергилий и предлагает спуститься с ним в загробный мир. Данте сомневается, но, узнав, что позвала его туда сама Беатриче, соглашается. Но, чтобы встретиться с любимой в Раю, ему предстоит пройти Ад и Чистилище.

Ад находится в самом центре земли и представляет собой воронку из 9 кругов. Каждый круг соответствует нескольким грехам, для каждого грешника – определенное наказание, чем хуже грех, тем страшнее мучаются души. В Чистилище попадают те, кто успел искупить свои грехи, или же погибшие на поле битвы и убитые. Кругов в Чистилище 7 – по количеству смертных грехов. Проведя Данте по Аду и Чистилищу, Вергилий покидает его у врат Рая, ведь ему нет туда доступа, он умер некрещёным. В Раю Данте встречает сама Беатриче, которая показывает поэту, жизнь праведников и святых. Данте видит самого Бога и его ангелов. Пораженный увиденным до глубины души, поэт возвращается на Землю.  

Поэма изобилует аллегориями и сравнениями. Так, например, звери, напавшие на героя в лесу, олицетворяют страсти человека: корыстолюбие, сладострастие, гордыню. А сам дремучий лес – это все те грехи и заблуждения, которые завели поэта в чащу. Вергилий, который спасает Данте – разум, рассудительность и философия. Беатриче, сопровождавшая поэта в Раю олицетворяет благодать и любовь, только она и приводит в конце к Богу и спасению.

Данте указал в «Божественной комедии» свое отношение ко многим вещам. Например, он осуждает тех, чью политику считает неверной, тех, из-за кого он оказался в изгнании. Поэт прямо говорит, что не любит ростовщиков, всех, кто обманывает с помощью денег. По мнению Данте, деньги – зло, они разжигают ненависть друг к другу. Хоть сам писатель и был католиком, он не поддерживал глав католической церкви.

 Чувства писателя отражаются в его реакции на мучения грешников. Ему жаль тех, кто в Аду за измены и прелюбодеяния, но в то же время он осуждает их за слабоволие, за то, что поддались страсти. 

Тема платонической любви проходит через весь сюжет поэмы. Ради Беатриче Данте совершает это опасное путешествие, он любит её даже после смерти. Поэт считает, что праведным людям уготовано место в Раю, а грешники, живущие на Земле в удовольствиях и страстях, после смерти будут мучиться в Аду. Данте призывает всех осмыслить свою жизнь, покаяться в грехах, чтобы облегчить загробную жизнь.

Главные герои

Данте – главный герой, поэт.

Вергилий – античный поэт, проводник Данте по Аду и Чистилищу.

Беатриче – возлюбленная Данте, его проводница по Раю.

Бернард – богослов, проводник Данте к самому Богу.

Харон – страж первого круга Ада.

Люцифер – падший ангел, мучается в 9 кругу Ада.

Катон – страж Чистилища, в прошлом совершил самый тяжкий грех – самоубийство.

Композиция

Создавая произведение, Данте опирался на католическое представление загробной жизни. Поэт добавил детальные пейзажи каждого круга, описал всех, кто живёт в Аду, Чистилище и Раю. Так же, как существует 3 места для умерших душ, поэма делится на 3 части. «Ад», хаотичное место, состоит из 34 песен, «Чистилище» и «Рай» – из 33-х. То есть всего 100 песен, символизирующих совершенство. Поэма написана терцинами, строфами, состоящими из 3 строк. 

Данте пытался добиться совершенства во всём, даже слова, произнесенные самой Беатриче, помещены в самую середину песни, в которой она появляется. Композиция произведения симметричная, как и круги в загробном мире.

Вариант 2

"Божественная комедия" - знаменитое произведение с глубокомысленным содержанием писателя Алигьери Данте. Произведение включает в себя три части, в которых открывается содержание о предназначении любви, смерти и справедливости. Произведение писалось на протяжении нескольких лет с 1307 по 1321 год. Начальная часть "Ад" и средняя "Чистилище" опубликовались при жизни поэта, последняя часть "Рай" опубликовалась уже после того, как он умер.

В названии поэмы имеется некий секрет, так как в то время не было разделений трагических произведений. Произведения, которые начинались с печали и заканчивались счастьем считались трагедией. Трагедия, которая была без установки на смех и называлась комедией. Слово "божественная" в названии появилось из-за суеверия. Так как в комедии три части - люди верили в силу и магию числа 3, то есть Святая Троица.

Автор считает, что, когда человек оказывается в Аду, он чувствует справедливость. Так как в Аду все грешники наказываются за все свои грехи. Основная проблема - это общефилософский вопрос и появление искусства. Прочитав произведение, можно заключить, что здесь рассказывается о путешествие души после смерти. Ад - это пространство для преступников, а Рай рассказывает о том, что любовь - это чувство не только к одному существу, а ко всем вещам в мире.

Произведение включает в себя три части, которые называются кантики. Каждый кантик состоит из 33 песен, но в первом кантике на одну песню больше, так как она является прологом, так что поэма состоит из 100 песен. Главным героем является сам автор, то есть Данте. Однако, во время чтения произведения, можно ясно увидеть, что герой и автор - это разные люди. Герой похож на зрителя, который просто смотрит сверху за происходящим. Его характер может быть и неуравновешенным, и беззащитным, и раздраженным. Поэт пользуется этим приемом, чтобы показать все чувства настоящего человека. Беатриче является символом добра, также его проводником в различные миры. А Данте идет за ней, желая постигнуть мудрость небес.

В прологе можно увидеть 35-летнего героя, который стоит на распутье в своей жизни. Животные, которых он встречает на пути, он сравнивает с пороками людей. Автор с помощью героя показывает не только свою трагедию, но и общемировую. Прочитав произведение, можно увидеть то, как герой опускает голову, оживает и находится поиске спокойствие.

Путешествуя, он натыкается на сонные толпы людей, то есть люди, совершившие ни хороших, ни злых действий. Пройдя сквозь первый круг Ада, Данте встречает лучших поэтов, а не стариков и детей. Во второй кругу Ада он видит полудракона, который оборачивает людей своим хвостом, сколько раз он замотает человека, в такой круг Ада он пойдет. В третьем кругу Ада он видит душевные пытки. В четвертом - противные транжиры. В пятом кругу он встречает злых людей, к которым не чувствуют сожаления. Затем отворяется дверь в дьявольский город. Пройдя через погребения, обнаруживается вход в шестой круг Ада, в котором находятся ненавистники политиков, некоторые из них пылают в огне живьем. Седьмой круг Ада - ужаснейший из всех, так как он состоит из нескольких этапов. Там находятся убийцы, суицидники, насильщики. В восьмом находятся обманщики, а в девятом предатели. Проходя каждый круг, герой становится реалистичнее, грубее и рассудительнее.

В описании Рая очень много различий от Ада, он весь благоухает, там играет музыка. "Божественная комедия" Алигьери Данте полна аллегорий, позволяющие прозвать эту поэму символичной, биографичной и глубокомысленной.

Анализ 3

Бессмертное произведение знаменитого итальянского писателя Данте Алигьери стало знаковым и заняло почетное место в мировой культуре.

Общий смысл Божественной комедии заключен в философском восприятии мира, вопросах высшей справедливости и поиске себя. Понятие комедии, говорит о самоиронии автора, а приставка «Божественная» закрепилась позднее, суеверным христианским народом.

Повествование идет от первого лица, но не от самого автора, а от лица вымышленного героя, который потерял свою любимую и отправляется в потусторонний мир на поиски себя и в надежде повстречаться вновь с Беатриче. Вся трилогия по сути – это путешествие души по загробному миру, путь очищения.

Ад представлен в виде «обратной горы», которая уходит своей вершиной внутрь, к центру земли и состоит из сужающихся колец - девять кругов ада. Гениальность идеи в том, что это спиралевидная модель мироздания.

В начале, у подножия «холма» его встречают рысь, лев и волчица - людские пороки, представленные в виде зверей. Они испытывают его, пугают, хотят «сожрать» новую душу – собственно, в этом заключается их предназначение. Немаловажным, играет роль предостережение над вратами ада: «Оставь надежду, всяк сюда входящий…». Оно говорит о том, что, пересекая инфернальную границу, нужно забыть все былое, пройти все муки и очиститься.

На помощь герою приходит поэт Вергилий, который затем становится сопровождающим на всех этапах путешествия. Причем, на каждом следующем переходе, их встречают разные сущности, хранители круга. Они недовольны, не хотят пропускать главного героя, ведь он не умер, а живым там делать нечего, но Вергилий каждый раз находит способ договориться.

В Аду грешники разделены поэтапно, согласно тяжести преступлений и искупления вины. В первых кругах находятся потерянные души, некрещенные младенцы, поэты и другие, чьи мучения состоят скорее из душевных терзаний и скорби. Далее, наказания становятся жестче, здесь присутствуют те, кто совершил страшное преступление, но заслужил снисхождение, частично загладил свою вину. В шестом кругу «сидят» преступники, наказания которых, уже суровей, некоторые горят заживо. Седьмой и восьмой – самые страшные круги. В седьмом: насильники, убийцы отвечают за содеянное в потоке с кипящей кровью. Тут Данте встречает своего учителя, который дает ему последнее наставление – устоять перед тяготами и испытанием славой в будущем. Восьмой круг делится на десять частей, в каждой свое наказание отбывают соблазнители, сводники и т.д. Мучеников контролируют бесы. В девятом кругу – предатели.

Если в начале путешествия, Данте сторонний наблюдатель, растерянный и нерешительный, то освоившись, чувствует себя уверенней. Однажды испытывает жалость к грешнику, но тут же получает порицание: «Грех жалеть грешников».

Пройдя все круги ада, герой попадает в центр земли, где находится сам Люцифер. Трехликий, жующий в каждой пасти Иуду, Брута и Кассия. Дьявол сам, в каком-то смысле, узник, нисвергнутый с небес и вмерзший в вечный лед своей темницы.

Ад у Данте – не просто место, где грешники застряли и томятся, не имея возможности покинуть свою тюрьму, это всего лишь часть пути по перерождению души. Далее идет узкий проход в Чистилище – где, заслужив искупление, начинается этап очищения, прежде чем, попасть в Рай.

Анализ Божественной комедии Данте Алигьери

Анализ Божественной комедии Данте Алигьери

Несколько интересных сочинений