Образ и характеристика Швондера в повести Собачье сердце Булгакова сочинение
В повести М.Булгакова «Собачье сердце» все персонажи представлены в контексте тех исторических событий, которые происходили в 20-е годы века – в то время, когда создавалось произведение. Не является исключением и образ Швондера – председателя домового комитета.
Швондер не является представителем рабочего класса: он чиновник новой формации, бюрократ. Для него важны инструкции, указания свыше. Он функционер, который живет по правилам, придуманным другими. У него нет ничего своего: он говорит штампами, повторяет чужие слова. У него даже нет своего имени. С первого появления и до конца действия он проходит перед читателем только под фамилией – Швондер.
В Калабуховском доме для Швондера не существует людей – талантливых, знаменитых, прямо у него на глазах, совершающих великие открытия. Для него все только жильцы, у которых должны быть равные условия проживания и обязательно должны быть документы. Даже для бывшего пса, превращенного в человека профессором Преображенским, Швондер требует сделать паспорт и прописку.
В деле воспитания нового жильца в духе революционных идеалов Швондеру достается главная роль. Именно старается сделать из Шарикова пролетария, правда, не догадываясь о том, что результат его работы будет опасен для всех окружающих, даже для него самого. Продвигая Шарикова на должность, внушая ему мысль о необходимости отстаивать свои права, подсовывая для чтения недоступные его сознанию революционные книжки, Швондер способствует тому беспределу, который неудачный продукт гениального эксперимента Преображенского начинает чинить на вверенной ему территории. Именно за отсутствие понимание последствий своих действий Швондер будет назван в повести «самым главным дураком».
Швондер в повести представлен, прежде всего, как представитель новой власти. Именно в этом амплуа он и появляется впервые перед читателем, именно с позиций власти он обращается с профессором Преображенским, пытаясь его «уплотнить» и лишить двух комнат. Все три появления «на сцене» Швондера – это реализация его должностного функционала: он приходит только как лицо, наделенное определенными обязанностями. Действия его абсурдны, слова – не всегда понятны с первого раза. Но он на службе у советской власти и готов, если ему будет дан приказ, уничтожать ее врагов любыми способами. В Преображенском он видит врага: именно с этим связана та борьба, которую он будет с ним вести на протяжении всего действия повести.
Конфликт профессора Преображенского со Швондером, который составляет одну из сюжетных линий повести, не является личностным конфликтом. Можно сказать, что Булгаков показывает через конфликт Преображенского и Швондера конфликт личности и масс, индивидуальности в его творческом потенциале и ограниченности, серости и убогости «винтиков» новой системы. Не только потому, что Швондер второстепенный персонаж, представленный из индивидуальных характеристик только густой копной вьющихся волос и напыщенной речью, невозможно воспринимать его как конкретное лицо. Швондер – олицетворение негативных проявлений новой власти, которые чужды научной интеллигенции в лице профессора Преображенского.
Вариант 2
Главным антагонистом профессора Преображенского в повести М, А, Булгакова «Собачье сердце» является некто Швондер, управляющий жилтовариществом дома, где проживает учёный. Их взаимное неприятие идёт по нарастающей. Описывая отношения Швондера и Преображенского, автор приходит к глубокому социальному обобщению о невозможности мирного сосуществования интеллигенции с победившим пролетариатом, ума и деликатности с невежеством и хамством.
Швондер является яркой иллюстрацией высказывания Томаса Карлейля о том, что «всякую революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются её плодами отпетые негодяи». Швондер сочетает в себе черты как фанатика, так и негодяя. Время действия повести позволяет предположить, что он принимал активное участие в революционных событиях. Он вообще человек активный и деятельный. Начитавшись книжек, написанных классиками марксизма, Швондер уверовал в них, как в Святое писание и фанатично пропагандирует эти идеи всем, включая новоявленного жильца гражданина Шарикова.
Участие Швондера в революции принесло для него плоды, которыми он уже начал активно пользоваться. Став управляющим жилтоварищества, он сразу начал устанавливать свои порядки. Как известно, чем меньше начальник, тем больше в нём амбиций и самодурства. И пусть в подъезде исчезли вазоны с цветами и ковры, наплёвано, грязно и нет электричества. Зато по вечерам члены жилтоварищества распевают революционные песни.
У Швондера очень развито классовое чутьё. Он безошибочно определяет в профессоре Преображенском классового врага. Профессор не любит пролетариат, а Швондер в лице профессора ненавидит всю интеллигенцию. Он вынужден терпеть Преображенского на своей территории, потому что власти запретили ему трогать учёного с мировым именем. Но это не мешает Швондеру беспокоить профессора различными мелкими пакостями.
Больше всего Швондера возмущает, что учёный занимает целых семь (!) комнат. Попытка потеснить профессора потерпела неудачу, но Швондер от своих планов не отказался. Появление в квартире профессора Шарикова пришлось как нельзя более кстати. Настаивая на прописке Шарикова, Швондер пытается хотя бы таким способом потеснить профессора. Забивая голову бывшего пса пропагандистским идейками, путём словесной демагогии настраивая его против своего «создателя», Швондер получает в лице Шарикова надёжного союзника в борьбе с Преображенским. Тот факт, что Шариков решает донести на профессора, говорит о том, что «учитель» Швондер явно преуспел в деле воспитания «нового» человека.
В повести отчётливо заметно негативное отношение автора к этому персонажу, которое естественным образом передаётся и читателям.
Сочинение про Швондера
Михаил Афанасьевич Булгаков написал свою повесть «Собачье сердце» в январе-марте 1925 года. Но опубликовали ее лишь после его смерти – в 1980-х годах. Можно предположить, что это из-за того, что произведение пронизано иронией и презрением к пролетариату. Именно через образ Швондера автор показывает правящий класс безнравственным, малодушным и эгоистичным.
Впервые Швондер появляется в повести, когда вступает на должность председателем домкома, и отправляется в квартиру профессора Преображенского, чтобы «уплотнить» квартиры в доме, так как, по его мнению, Филипп Филиппович занимает слишком много комнат (семь!). Но профессор, не церемонясь, выгоняет Швондера, оставив его ни с чем, и в дальнейшем, пожаловавшись на него высшему руководству. С этого момента и начинается противостояние двух героев.
Управдом Швондер - это типичный представитель пролетариата, «фанатик» нового режима. Он молод, амбициозен, готов на всё, чтобы насолить профессору. А для борьбы с Филиппом Филипповичем, ненавистником пролетариата, он использует результат его же эксперимента – Шарикова, внушая Шарикову мысль, что тот может оформить часть жилплощади и прописку в квартире Преображенского, подсовывая специальную литературу. Также Швондер определяет Шарикова на руководящую должность в отдел по очистки Москвы от бродячих кошек, подает ему идею написать донос на профессора. Всеми этими действиями Швондер ведет «холодую войну» с Преображенским. Его не волнует, как ведет себя Шариков, что делает, главное для Швондера - вложить в голову Шарикова азы нужной идеологии и вывести из равновесия профессора.
Подводя итог, можно сказать, что образ Швондера – это образ невежественного, эгоистичного человека с низменными человеческими качествами, он является противоположностью профессора Преображенского, благодаря этому образу Булгаков высмеивает все пороки лидирующего класса. Подстрекатель, который ради своих целей, готов пойти на многие низкие поступки. Нерассудительный, агрессивный, преклоняющийся перед властью, законами и документами, он как идеальная пешка для вышестоящей власти. Под видом помощи и беспокойства о судьбе Шарикова проталкивает идеи нового класса.
Несколько интересных сочинений
-
Сочинение Технология мой любимый школьный предмет 5 класс (рассуждение)
Я люблю технологию! Мне нравится, когда можно что-то делать руками. Здорово шить и вышивать, вязать, готовить… И так забавно то, что ты что-то сшил, а тебе зачёт ставят – ничего учить не нужно.
-
Интернет — добро или зло? сочинение 7 класс
Так интернет тоже зависит от тебя – сам выбираешь, что смотреть. Тут уж, чего в тебе больше – добра или зла. С детства уже можно смотреть мультики по интернету. Но некоторые родители не разрешают своим детям интернет.
-
Сочинение на тему Слово о полку Игореве рассуждение
Есть книги, которые, взяв однажды в руки, хочется перечитывать не раз. Они притягивают читателя, увлекая в далёкое прошлое и указывая путь в будущее.
- Куприн
-
Сочинение по сказке Перро Спящая красавица
Эту принцессу родители обожали с самого начала, так как она была очень долгожданным ребенком. Родители уже почти потеряли надежду на то, что у их страны будет наследник или, хотя бы, наследница.