Проблема ответственности человека за свою судьбу сочинение
Что такое ответственность, понять не сложно: это способность отвечать за содеянное, быть готовым к последствиям того или иного поступка.
Но вот представление о границах ответственности у каждого своё. Как поётся в композиции рок-группы "Кукрыниксы":
Честь бывает разная... Для кого и грязная,
А кому-то совесть режет жизнь других людей...
А ведь честь и ответственность - очень близкие понятия.
О вопросах ответственности задумывались многие русские писатели, уделяя внимание разным сторонам деятельности человека и, соответственно, различным их последствиям.
Так, В. Астафьев в романе "Царь-рыба" говорит об ответственности человека за природу: грабительски относясь к нашей общей колыбели, только потребляя и ничего не отдавая в ответ, человек и сам духовно беднеет, теряет ту искру, которую принято называть Божественной.
В другом не менее значимом произведении - "Прощание с Матерой" - В.Астафьев затрагивает проблемы связи поколений, исторической памяти. Деревню Матеру должны были затопить из-за строительства ГЭС. Поколение "детей" с радостью променяло на благоустроенные, но безликие квартиры родные избушки. По-настоящему любящими родную землю, преданными ей оказываются несколько старушек, отказавшихся бросать родную деревню и остров, на котором стояло поселение. Это не может не вызывать уважения.
Конечно же, актуальность данной проблемы не снижается до сих пор. По-прежнему важны ответственность человека перед природой, родиной. Но и отвечать за свои поступки по отношению к другим людям чрезвычайно важно, это тоже вечная проблема.
Многими своими поступками мы причиняем боль близким, неправильно понимая границы собственной ответственности.
Родители ограничивают свободу детей, не желая отпускать из гнезда выросших птенцов. Но отцы забывают, что их ответственность за жизнь и благополучие детей юридически заканчивается с совершеннолетием отпрысков, а морально - с момента, когда повзрослевшие чада сами готовы взять ответственность за свою жизнь и выбор.
Но и дети часто забывают, что родители не обязаны заботиться о выросших детях. Попытка молодого поколения сбросить с себя ответственность за собственную судьбу выражается в широко распространившемся сейчас явлении инфантильности 30-тилетних "чад".
Таким образом, ответственность - неотъемлемая сторона бытия человека. Вся наша жизнь - постоянный выбор, и за последствия поступка должен отвечать тот, кто его совершил.
Примеры из литературы
Антон Павлович Чехов является одним из самых читаемых в мире литераторов и мастером короткого рассказа. Искусство ХХ века неразделимо от его названия, хотя и располагалось в конце одного и начинала другого, продолжая работу своих предшественников и нося черты новейшей художественной целенаправленности в русской жизни.
Чтобы сохранить высокое звание индивидуума, художника и согражданина, нужно было обладать отзывчивым сердцем и проницательным взглядом. Ему в полной мере удалось сохранить свою неповторимость. По мнению Чехова, литература должна была тесно сопряжена с жизнью.
Его повествования реалистичны, в них заложен полный общефилософское значение. Писатель наловчился обращать внимание читателя на проблеме личной ответственности человека, за свою судьбу обладая эксклюзивным умением затрагивать большие вопросы современности в крохотном рассказе, поэтому-то, что рано осознал феномен: конкретность жизни и бесконечность индивидуума, не умеющего всерьез позаботится о ней.
В рассказе Чехова «Крыжовник» проблема ставится остро и обобщенно личной ответственности человека за свою судьбу. Чимша-Гималайский чиновник, главный персонаж произведения. У него была заветная мечта выращивать крыжовник на своей усадьбе.
Обладание большой ответственности внезапно для него превращается из чиновника в безумного эгоиста. Тупого скупца и тирана. Становится равнодушным ко всем мирским ценностям. Став землевладельцем, начинает размышлять о необходимости физических наказаний для крестьян, полностью уходит в мир хозяйственных хлопот об усадьбе.
Равнодушие «Сытый голодному не товарищ», в мрачных тонах представлен рассказ, обрекает людей на эгоизм, скрытность и замкнутость. На самом деле человеку нужно ни какие-то земные ценности, а весь мир, все сущее, где на просторе он имел бы возможность показать все без исключения качества, характерные черты беспрепятственной атмосферы. Цель человека – движение вперед, борьба с общественным злом, а не заострять внимание на своем «я».
Учись, развивай свои таланты, способности, навыки в течение всей жизни, чтобы быть полезной частью общества. Подобным образом, говоря об индивидуальной ответственности за свою судьбу, Чехов демонстрирует в одних рассказах процедура восхождения, внутреннего выпрямления героев, а в других – их опошление, моральное падение.
Секрет Антона Павловича в том, что он умел о значимых проблемах сказать на столько точно, вкратце, не настаивая, что и сам верил в силу интеллекта собственного читателя, что делает чище, великодушнее.
Чехов создал новейший вид повествования, в них он поднимал значимые с целью нашего времени проблемы. Собственным творчеством автор наводил окружению неприязнь «к полусонной, еле живой жизни», внес вложение в развитие русской эмоциональной прозы.
Осмысливая произведения, можно осознать, что ты владелец собственной участи, способный сформировать себя человеком, в котором «должно являться всё без исключения прекрасно…»
В наш тяжелый период многие начинают по-особому понимать собственную ответственность за себя, за окружающих, которые непосредственно находятся в твоем окружении и государство, в котором не обязано являться морально разлагающихся личностей. С целью данного, до тех пор пока «молоды, здоровы, сильны», будем следовать рекомендации Чехова: «Если в существовании есть смысл и цель, то имеет значение и цель вовсе не в нашем благополучие, а в чём-то более рациональном и великом. Совершайте добро!»
Главное заключение автора таков: не нужно искать необыкновенного героя, необходимо обладать способностью заметить красоту души обычного человека, а прежде всего в самом себе.
Несколько интересных сочинений
-
Сочинение про Экологические проблемы
В наше время проблемы, связанные с экологией, находятся далеко не на втором плане. Ее качество заметно ухудшается, а, следовательно, человечеству грозит огромная опасность. И нужно понимать, что эта проблема касается каждого из нас.
-
Сочинение Почему погибла Катерина Кабанова в пьесе Гроза Островского
Пьеса Константина Островского – человека, принесшего в Россию драматургию и театр, - под названием «Гроза» пользуется сумасшедшей популярностью среди читающих людей и по сей день.
-
Сочинение Как понять другого человека?
Ссоры и недопонимания — неотъемлемая часть жизни любого человека. Но откуда все это берется? Неужели людям так тяжело прожить в мире и спокойствии, ни с кем не ругаясь? Разумеется, это сложно
-
Анализ рассказа Бунина Солнечный удар сочинение 11 класс
Мы ничего не знаем о героях этого короткого рассказа. Он – поручик. Судя по упоминанию пустынь Туркестана, возвращается с крайнего юга Российской империи. Она – барышня, у которой где-то есть муж и трёхлетняя дочка.
-
Как помирить отцов и детей? Итоговое сочинение 11 класс ЕГЭ
Конфликт старшего и младшего поколения волнует людей с давних времен. Еще Михаил Юрьевич Лермонтов в стихотворении «Дума» писал о том, что ему грустно смотреть на нынешнее поколение, что будущее его пусто, темно, беспросветно.