Краткое содержание произведений Софокла
Знакомство с литературой древней Греции во многом начинается с творчества Софокла. Являясь выдающимся трагиком, он написал более ста трагедий, семь из которых сохранились до нашего времени. Три главные трагедии - "Царь Эдип", "Эдип в Колонне" и "Антигона" - вошли в литературный канон европейской литературы и заложили прочный фундамент в изучении литературоведами жанра трагедии. Эти произведения можно объединить одним общим сюжетом, который опирается на известную древнегреческую легенду о царе Эдипе. Рассмотрим подробнее каждую из трех трагедий.
В "Царе Эдипе" читатель наблюдает за парадоксальной ситуацией, в которой человек пытается противостоять судьбе, но сам невольно оказывается подвластен ей. Царю Эдипу предсказывается, что он убьет своего отца и женится на своей матери, поэтому он делает все, чтобы предсказание не свершилось. Тем не менее, получается так, что Эдип убивает Лайя - своего отца - а потом женится на Иокасте, своей матери. Важная особенность, свойственная античной литературе, заложена в этот текст. Это софросюне -древнегреческое обозначение умеренного сочетания с благоразумием. Так, крайность характера Эдипа приводит к неприятностям, которые ломают жизнь не только ему самому, но и всей его семье. В итоге, в трагедии «Эдип в Колоне» пожилой Эдип, переживший изгнание и нашедший мир с богами и собой, умирает.
В "Антигоне" дочь Эдипа стоит перед выбором: ей нужно похоронить брата Полиника, которого убил другой брат, Креонт, но убийца запрещает хоронить родственника под страхом смертной казни. Можно справедливо заметить, что Софокл ставит главную героиню в конфликтную ситуацию: она либо должна совершить долг перед правителем, старшим братом, либо долг божественный, ведь для древнего грека было чрезвычайно важно быть похороненным. В конце трагедии Антигона все же хоронит Полиника, и ее казнят. Таким образом, кажется, Софокл собирался показать, что божественные законы в древней Греции действительно работали. Они же, как можно справедливо заметить, для человека античного были важнее законов земных.
Таким образом, мы можем прийти к выводу, что творчество Софокла тесно связано с античным контекстом. В его трагедиях помимо увлекающего сюжета мы наблюдаем за особенностями мировоззрения древних греков. Их поведение мотивируется всегда служением божественному закону, их судьбы подвластны року. Герои Софокла всегда стоят перед дилеммой, проявляя то свое софросюне как Эдип, то покорность перед божественной волей как Антигона.