Космос, нервная система и шмат сала - краткое содержание рассказа Шукшин
Действие начинается с того, что старый дед Наум Евстигнеич, как обычно, напившись раз в месяц, страдает с похмелья и жалуется на это своему квартиранту, восьмикласснику Юрке. Они разговаривают, потому что старику от этого легче, да и поговорить с мальчиком он любит, тот весьма умён.
Старик этот довольно не беден, хотя денег жалеет. Юрка же, напротив, бедный. Он живёт в соседней деревне, отца у него нет, а у матери ещё трое детей, младше него. Мальчик мечтает доучиться десятилетку и пойти учиться в институт на хирурга. Наум Евстигнеич не обращает внимания на его материальное положение, берёт с него пять рублей за проживание, готовят они всегда отдельно, хотя когда у мальчика кончаются продукты, он одалживает ему крупу. Старик не считает, что нужно учиться, он советует мальчику выучиться на шофёра и работать, зарабатывать приличные деньги, чтобы помогать матери.
Они подолгу разговаривают по утрам, до того как Юрка уйдёт в школу. Старику от этого легче, ему хочется выговариваться, ведь потом он целый день молчит. А Юрке это нравится, потому что он заступается перед дедом за всё новое: науку, прогресс, образование.
В бога старик тоже не верит. Он считает, что для «благодати» нужно работать, а не молиться. Но работать на себя, а не на колхоз. Юрка как-то сказала ему на это, что он «кулацкого уклада».
О боге старик продолжает спрашивать: отчего, мол, все о нём говорят, если его нет, на что Юрка отвечает, что он и сам поминает бога, хоть и не верит в него. Старик лишь говорит, что матерится, потому что раз все бога вспоминают, то и ему можно.
Юрка после этого говорить не хочет – нужно делать уроки. Старик интересуется, что мальчик учит сейчас. Они говорят об астрономии, космосе. Старик интересуется, зачем же люди летают в космос. Мальчик сначала резонно спрашивает, не на печке ли всё время лежать. Старик даже обижается. Но Юрка рассказывает, что космос осваивать необходимо, потому что люди вскоре сядут на Луну, а потом долетят до Венеры. Он рассказывает, что там, может быть, тоже живут люди, на которых интересно посмотреть. Старика впечатляет рассказ, однако он опасается, как бы те «люди» не начали драку за неожиданный прилёт чужаков. Но мальчик отвечает, что они обрадуются, и люди начнут друг у друга учиться, а дальше, возможно, будут открывать новые планеты с людьми, и создадут мировое человечество. Перспектива эта заметно воодушевила Юрку. Он мечтает о прогрессе, чтобы можно было быстро переноситься из одного места в другое и жить до 120 лет. По мнению мальчика, у земных людей технологий и знаний пока для этого не хватает, поэтому он надеется, что мы возьмём их у других цивилизаций. Старик лишь скептически отвечает, что до 120 лет жить не захочется – надоест. Он спрашивает, какой толк от Юркиного ученья, и что тот будет делать, если человек на его глазах станет умирать, мол, если срок пришёл, ничего уже не сделаешь. Юрка спорит с ним о чуме, бешенстве, туберкулёзе, с которыми научились бороться люди. Старик, распалённый спором, говорит, что раньше жили без докторов, бабки всё заговаривать могли. Юрка рассказывает старику о том, как академик Павлов, умирая, диктовал студентам все свои ощущения, потому что это нужно было для науки.
Затем мальчик пытается доказать старику преимущества прогресса с помощью радио, ведь человек может петь в совершенно другом месте, а они слушают его в деревне. Деда это не убеждает. Разозлившись, мальчик садится за уроки. На время в избе воцаряется тишина.
Старик снова спрашивает про Павлова. Мальчик показывает ему фотографию и рассказывает об учении про рефлексы, попутно объясняя старику про то, что он привык выпивать после каждой пенсии, а рефлекс можно перебороть, если несколько раз не покупать выпивку, хоть поначалу будет сложно, зато потом старик привыкнет.
Выслушав его, дед вышел из дома и вернулся со шматом сала. Он велел мальчику поесть, после чего Юрка сразу повеселел.
Старик спросил, были ли у Павлова родные, и стал рассуждать, что, должно быть, имелись, раз он много надиктовал про себя, умирая, ведь одному плохо. Юрка хотел возразить, что были студенты, но не стал, и только согласился.
Рассказ учит тому, что для того, чтобы жить в гармонии, нужно иметь высокие цели и идеалы, но вместе с тем и материальную опору.
Читательский дневник.
Советуем почитать
-
Краткое содержание книги Хребты безумия Лавкрафта
В творческой работе речь идет от лица ученого человека, стремящийся остановить путешествие в Антарктику. Когда в прошлый раз он оказался в экспедиции, то стал свидетелем ужасной ситуации
-
Бурмистр краткое содержание произведения Тургенева
История «Бурмистр» была создана Иваном Сергеевичем Тургеневым в 1847 году. Произведение является одним из рассказов, вошедших в популярный цикл «Записки охотника».
-
Краткое содержание Гамлет Шекспира
Творение начинается с того, что в замке возникает переполох: поговаривают о призраке датского короля, что недавно отошел в мир иной. Стража усилена, к ней примыкает и Горацио.
-
Сладкая каша - краткое содержание сказки Братья Гримм
Жила на свете маленькая скромная девочка. Они с матерью были такими бедными, что иногда в их доме не имелось вообще никакой еды.
-
Путешественник с багажом - краткое содержание рассказа Железникова
Главный герой произведения мальчик по имени Сева Щеглов. Он жил в Алтае вместе с матерью. Проживали они в совхозе с момента его появления. Поначалу на целине стояло всего три или четыре палатки