Краткое содержание Житие протопопа Аввакума, им самим написанное
Родился Аввакум в нижегородских пределах в селе Григорове. Его отец Петр был священником, имевшим пристрастие к “питию хмельному”. Мать же Аввакума - Мария, была женщиной набожной. Она учила сына божьему слову. Перед смертью Мария решила женить сына на осиротевшей девушке Анастасии. В 21 год Аввакум был рукоположен в дьяконы, через два года его поставили в попы, а через восемь лет - в протопопы.
Аввакум был человеком честным и набожным. Он помогал слабым и больным. Занимая строгую нравственную позиции, священник осуждал пьянство, воровство, супружескую неверность. За свои убеждения протопоп не раз оказывался в немилости у людей и начальства, ему часто доставалось: его били, а однажды и вовсе хотели утопить. Но несмотря на тяготы и лишения священник оставался непоколебим в своей вере. Везде, где бы он ни был, протопоп исповедовал слово божие, изгонял бесов, исцелял больных.
В 1653 году патриарх Никон решил провести церковную реформу. По его указу были внесены изменения в богослужебные книги, чтобы по содержанию приблизить их к современным греческим. Было также сокращено количество земных поклонов во время богослужений и заменено двуперстное крестное знамение на трехперстное. Реформа осуществлялась при поддержке царя Алексея Михайловича.
Преобразования церковных книг и обрядов вызвали раскол среди верующих. Одни поддержали и приняли реформы Никона, другая же часть была категорически против нововведений.
Протопоп Аввакум демонстративно отказался принимать реформу Никона. Он видел в изменениях угрозу церкви, незыблемости веры. За взгляды Аввакум был арестован. Двоих его единомышленников по приказу Никона расстригли и отправили в ссылку. Аввакуму также грозило отречение от церкви, но царь все же не допустил этого.
Вместе с женой и детьми Аввакум был сослан сначала в Тобольск, а затем в Забайкалье, где он состоял в отряде воеводы Пашкова полковым священником. Много горестей, лишений и бед пережила семья Аввакума за семь лет скитаний. Двое маленьких сыновей протопопа умерли в пути.
В 1663 году Аввакуму разрешили вернуться в Москву. Царь снова приказал протопопу отречься от старых устоев и принять реформу Никона, но Аввакум остался непоколебим в своих взглядах. Через четыре года его сослали в Пустозерье вместе с единомышленниками. Там протопопа заточили в тюрьму, где он и написал свой труд “Житие протопопа Аввакума...”.
Протопопа держали 15 лет в земляной тюрьме. В 1682 году его вместе с другими старообрядцами сожгли в срубе дерева.
В “Житие протопопа Аввакума, им самим написанном” главный герой - сильный решительный человек, отстаивающий свои убеждения. Он остается верен до конца старым церковным традициям и обрядам, и главное он остается верен себе. Для Аввакума истина становится дороже собственной жизни.
Читательский дневник.
Советуем почитать
-
Пудя - краткое содержание рассказа Житкова
Когда мы с сестрой Танькой были мелюзгой, в нашем дому было много гостей. И в тот памятный для нас день в гости пришел важный гость. Важным был не только он сам, но и его сказочная шуба
-
Краткое содержание притчи Бедный волк Салтыкова-Щедрина
Произведение «Бедный волк» было создано Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным в 1883 году. История представляет себе сатирическую сказку, сюжет которой основывается на судьбе лесного хищника
-
Краткое содержание повести Неизвестный солдат Рыбакова
Повесть «Неизвестный солдат» была написана Анатолием Наумовичем Рыбаковым в 1971 году, она является заключительной частью трилогии, посвященной любознательному, порядочному и неравнодушному юному герою.
-
Краткое содержание повести Чайка по имени Джонатан Ливингстон Баха
Чайки возятся с рыбацкой сетью, вытаскивая рыбешек. Птицы ищут себе еду. Лишь одна чайка кружит вдалеке от них, ее не интересует рыбацкий улов. Эту чайку зовут Джонатан Ливингстон. Взмывая ввысь, пикируя
-
Краткое содержание рассказа Канитель Чехова
Жанровая направленность произведения позволяет отнести его к разряду короткого сатирического рассказа, основная тема которого заключается в возникновении сложностей и трудностей при отсутствии взаимопонимания между людьми.