Выпрямила - краткое содержание рассказа Глеба Успенского

Произведение начинается фразой сказанной героем произведения Тургенева, Потугин. Его слова были обращены к уникальному шедевру искусства греческой богине Венере Милосской.

Накануне Тяпушкин вынужден был совершить поездку в один из губернских городов. Сельский учитель был человеком наблюдательным, с философским складом ума. Он увидел, что горожане совершенно не имеют ни целей, ни убеждений, Тяпушкин был потрясён.

Возвращаясь в деревню, его состав остановился на станции на несколько минут, новобранцы должны были сесть на поезд. Ошеломлённый, Тяпушкин наблюдал за сценой семейного горя, когда родителей лишали их сыновей. И это несчастье было в каждой семье.

Вернувшись, домой, учитель начал перебирать в памяти свою прошлую жизнь. Он поймал себя на мысли, что ни чего хорошего он не может вспомнить из своей жизни, это цепь неприятных воспоминаний.

С этим он и уснул, а во сне учитель почувствовал прилив приятных чувств, как будто это было счастье. Утром он пытался вспомнить сон. Что он видел такого, что пробудило в нём прилив таких сильных эмоций. Размышляя над своим сном, в воображении Тяпушкина возник образ Венеры, скульптура, находящаяся в Лувре.

Герой произведения учил детей в Париже. С тех пор прошло 12 лет. Преподавал он у Полумракова. Хотя Тяпушкина считали скептиком, преподавать детям разрешали. Тогда Париж приходил в себя после войны. Учитель подметил, разницу между Россией и Францией, французы остаются личностью, даже если работают прислугой, а русский человек всегда в образе лакея.

Там нет лжи, ни в судах, где сурово судили коммунаров, ни у чиновников Версаля. И в Лондоне, герой не заметил лжи, мясо в ресторане было мясом без изысканных украшений. Фирменный обед в Гринвиче состоял из небольших рыбных блюд приготовленных очень вкусно. Нищета отлично соседствовала с богатством. Все эти мелочи чётко подчёркивали полную правдивость Лондона.

Живя в Париже, учителю становилось скучно. Он столько насмотрелся на расстрелянных коммунаров, символизирующих правдивость Франции, вдоволь находился по выставкам. Они уже не вызывали у него восторга и интереса. Герой произведения, в самом ужасном расположении духа бродя по городу, добрался до Лувра.

Тут он и увидел скульптуру Венеры, смотря на это чудесное произведение, учитель почувствовал, как наполняется воздухом его организм и он расправляется подобно сжатому воздушному шару. Герой стал посещать Лувр каждый день и подолгу стоял у Венеры, её скульптура выпрямила его душу. Тяпушкину было не понятно, как произведение искусства смогло повлиять на его внутренний мир.

Учитель заметил, что иначе стал принимать жизнь, события, его мировоззрение стало меняться. Он понял, что такое достоинство, и каким достоинством может обладать вечно прислуживающий человек? Вечно работающий человек на тяжёлой работе, это не норма жизни, люди этим изуродованы.

Ему вспомнился Фет, точнее его стихи о Венере Милосской. Поэт возносил красоту женщины, но Скульптор преследовал иную цель. Художнику не важен был пол, внешность, возраст, он создавал своё произведение, чтобы выпрямлять скомканные души людей.

Тяпушкин обрёл желание трудиться для людей, он счастлив, что в этом ему помогает скульптура Венеры. Теперь он знает, что иметь человеческое достоинство может и нищий, и прислуга, и банкир.

Герой уехал из Парижа окрылённый, прошло четыре года, и судьба снова забросила героя во Францию. Только в этот раз он не пошёл в Лувр, душа его была снова скомкана, и он знал, что скульптура Венеры Милосской в этот раз не сможет помочь ему выпрямится.

И вот сейчас живя в глухой деревне, вспоминая Париж, Лувр и ту скульптуру, он снова обрёл счастье. Тяпушкин решил повесить фотографию Венеры Милосской у себя на стене. Чтобы её образ давал ему силы.

В произведении автор ведёт диалог с читателем от лица Тяпушкина. Через своего героя он пытается передать читателю свои мысли о жизни, как не потерять себя, как сохранить своё человеческое достоинство.

Читательский дневник.

Выпрямила (Глеб Успенский). Читательский дневник

Выпрямила (Глеб Успенский)

Советуем почитать