Свеча горела - краткое содержание рассказа Гелприна

Однажды в квартире Андрея Петровича, преподавателя литературы,  раздался звонок. На пороге стоял человек, пришедший по объявлению, узнать дает ли Андрей Петрович уроки литературы. На экране видеодомофона показался мужчина тридцати лет, в строгом костюме. На лице его была улыбка, но глаза оставались серьезными.

Андрей Петрович заволновался, поскольку в течении десяти лет, было всего лишь шесть звонков и все они не относились к литературе. Он ответил человеку, что все верно, он дает уроки литературы на дому, если именно это его интересует. Собеседник представился Максимом и спросил, какие условия репетиторства. Педагог ответил, что работает по договоренности с почасовой оплатой и первый урок бесплатный, а также поинтересовался, когда бы они могли приступить к работе.  Договорились первое занятие провести завтра в десять утра, так как Максим в девять часов отводил детей в школу.

Андрей Петрович  ночью не смог заснуть, ходил кругами по комнате. Уже двенадцать лет он жил в нищете, с тех пор, как был уволен. Директор объяснил ему тогда, что профессия его узкой специализации, не смотря на то что, он великолепный педагог. Ему, было предложено переучится на другой предмет, но Андрей Петрович отказался. Новую работу найти он так и не смог, накопления давно закончились, даже пришлось продать автомобиль и  многие ценные вещи. Остались у него только любимые  книги, который тронуть он не посмел. Андрей Петрович начал мечтать, что если Максим будет брать у него уроки, то он сможет купить еще больше книг, его любимых авторов. Но главная цель его была - передать все свои знания и любовь к литературе.

На следующий день пришел Максим. Он абсолютно не разбирался в предмете и даже не знал с чего начать его изучать. Андрей Петрович возбужденно стал рассказывать, что теперь литературу в школах преподают совсем не так как раньше. У людей не осталось времени на чтение, появились виртуальные интересы.  Книги стали в электронном виде, и на бумажном носите они уже никого не привлекают ни взрослых, ни детей. Из-за этого  филологов и литераторов стало меньше, вот поэтому литература «вымирает». Внутренний мир человека стал скудным, бездуховным. И это было ужасно, по мнению. Андрея Петровича. Максим в свою очередь был полностью согласен с педагогом.

Из дальнейшего их разговора выяснилось, что у Максима двое детей, Аня и Павлик. Максиму необходимы были азы в литературе, чтобы знать с чего начать детей обучать тоже. Педагог пообещал всему научить, а для начала надо прочесть Пастернака «Свеча горела на столе…». Максим пообещал прийти завтра, но дело было в том, что как оказалось, он работал управляющим у одной богатой семейной пары, заработная плата была его невелика,  и платить он мог  Андрею Петровичу  лишь продуктами и кое-какими вещами. Учитель был готов на любые условия.

Так Максим стал посещать уроки Андрея Петровича. Учитель рассказывал ему увлеченно о поэтах, писателях, их произведениях. Максим потихоньку стал воспринимать и чувствовать все, что передавал ему Андрей Петрович по литературе. Поэзия, классика, детективы, фантастика - все стало ему близко и интересно.

Случилось так, что в среду Максим не пришел. Андрей Петрович переживал, извел себя, думал что-то нехорошее произошло с его учеником,потому что на звонки телефон тоже не отвечал. Несколько дней от Максима не было никаких известий. Андрей Петрович не мог находиться уже дома и вышел на улицу, где встретился  с своим соседом. От него- то он и узнал, что все показали в новостях. Вернувшись домой, Андрей Петрович включил телевизор и теперь уже узнал, что случилось. Оказалось, что Максим был роботом-гувернером. Он сам решил, что детям не хватает духовности и необходимо срочно заниматься литературой. Робот сам стал обучать детей школьной программе, но скрыл это от своих хозяев. Когда же все выяснилось, то его утилизировали, так как пришли к выводу что это был производственный дефект.

Андрей Петрович был в растерянности, он и подумать не мог, что обучает робота, ведь Максим так был похож на обычного человека. Он стал переживать, что все его усилия были бесполезны, и все ради чего он жил рухнуло в один миг. Андрей Петрович решил, что жизнь не имеет теперь для него никакого значения. Он уже хотел было открыть все конфорки на газовой плите, закрыл окно, и вдруг  раздался звонок в дверь.

Открыв дверь, он увидел двоих детей, мальчик и девочка. Они спросили, не преподает ли он литературу. Представившись Аней и Павликом, сообщили, что пришли от Максима. Он просил передать, перед тем как его утилизировали, что «мело, мело по всей земле …. свеча горела на столе, свеча горела…». После это мальчик спросил, сможет ли педагог обучать их литературе. Андрей Петрович еле-еле придя в себя, произнес: «Конечно же, входите дети».

Рассказ «Свеча горела» Майка Гелприна учит тому, что люди стали забывать про литературу, ее значимость для человечества. Виртуальный мир «захватил» человека. Но даже роботы понимают, что без знаний и азов литературы, человек становится черствым, необразованным, бездуховным.

Читательский дневник.

Свеча горела. Читательский дневник

Свеча горела

Советуем почитать

  • Краткое содержание пьесы Всадники Аристофана

    По жанровой направленности произведение относится к драматургическим пьесам, которые автор используется в целях оказания влияния в отношении политической и общественной ситуации в стране.

  • Микроскоп - краткое содержание рассказа Шукшина

    Андрей Ерин, трудившийся столяром в мастерской при «Заготзерно», хотел купить себе микроскоп, но всё не решался. И вот однажды он приобрёл его, а жене сказал, что 120 рублей потерял

  • Аверченко

    Выдающимся русским писателем сатирического жанра считают Аркадия Тимофеевича Аверченко. Он появился на свет 15 марта 1880 года в Севастополе. Отец писателя был Тимофей Петрович, являющийся представителем

  • Пышка - краткое содержание повести Мопассана

    Анри Рене Альберт Ги де Мопассан – популярный французский писатель, работал под псевдонимом Ги де Мопассан. Он считается одним из отцов современного рассказа, а также одним из его лучших практиков

  • Толстый и тонкий - краткое содержание рассказа Чехова

    После окончания учебы гимназии, два приятеля – тонкий и толстый - долгое время не виделись. И вот однажды они встретились на вокзале. Тонкий только вышел из вагона: вместе с женой и сыном они возвращались домой