Сатиры Кантемира - краткое содержание

В первой сатире говорится о доводах против учения и науки. Эгоист Критон утверждает, что из-за науки народ стал нерелигиозным, сомневающимся в имуществе церкви. Раньше же вопросов никаких не возникало, все находились на службе, откровенно ее не понимая. Раньше люди исполняли любые приказы церковников. Крохобор Сильва считал, что наука приведет народ к голоданию, ведь необученные крестьяне приносили урожая больше, чем грамотные. А дворянину наука не нужна, он может выполнять свои дела и обязанности без ученья.

Обжора Лука согласился и добавил, что умный человек всегда портит веселое пиршество. Ни у кого в мыслях не возникало желания променять бокал вина на книгу. А философы даже не стоят в сравнении с ремесленником и сапожником.

Чтобы добиться высокого поста можно избежать усилий. Достаточно одеть монашеский колпак и отрастить бороду – получится епископ. Теперь можно эгоистично благословлять всех и вся. Можно одеть парик с узлами – станешь судьей. Разрешай все вопросы за взятки – вот и все занятия. А законы не для тебя созданы.

Вторая сатира представлена в виде разговора двух приятелей – Филарета и Евгения. Филарет узнает, что его собеседник расстроился из-за того, что люди из низкого рода добиваются признания обществом, а он дворянин, всегда и везде последний. Филарет успокаивает Евгения. Он говорит, что и в бедных, и в богатых течет одна кровь. Хорошее место можно занять лишь постаравшись. Родственники Евгения тоже трудились не покладая рук в морском и военном делах.

Сам Евгений встает с кровати, когда ему хочется. В основном он делает это достаточно поздно. Носит он дорогие одеяния со сложными узорами. Некоторые стоят огромное состояние. Даже обувается Евгений не сам. Его обувает слуга. Потом Евгений устраивает застолье и приглашает своих друзей, которым он нужен ради выгоды. Если Евгений разорится, то эти «друзья» про него забудут.

А кем может стать Евгений? В морском и военном делах он вообще не разбирается, даже страшно ему туда лезть. Может он может стать судьей, но судья должен быть справедливым и милосердным. Евгений же издевается над бедняками и очень сурово наказывает крестьян за любую ошибку. Придворным стать тоже не вариант. Нужно ходить по чужим домам и культурно разговаривать.

В конце разговора Филарет говорит Евгению, чтобы тот исправил свое поведение. Пока этого не произойдет, Евгению не суждено добиться признания в обществе.

В седьмой сатире автор просто высказывает свои мысли. Он негативно относится к общественному утверждению про то, что человек может быть умным и раздавать советы. Или к другому утверждению, в котором говорится о том, что все люди в мире склонен к ереси. Автор считает, что самую важную роль в жизни человека играет то, как его воспитали. Даже Петр Первый посещал зарубежные страны, чтобы найти лучшие их стороны и построить учебные заведения для своих придворных.

Очень важно смотреть за тем, с кем общается ребенок. Из-за неправильного окружения он может научиться вредным привычкам. Если вдруг такое случилось, и у ребенка появилась плохая черта, то очень хорошо было бы указать на ее плохие последствия примером. Даже сам родитель должен быть примером для подражания. В строгих и сильно наказуемых наставлениях смысла мало, если ребенок видит, что родители сами их нарушают.

Только с таким воспитанием может вырасти хороший, умный и спокойный человек.

В сатирах Кантемира можно ясно и четко увидеть его личность, благодаря лиризму юмора. Его примечания, которые касаются истории и литературы объясняют читателям многие обычая, явления и прочее, что незнакомо русскому человеку.

Читательский дневник.

Сатиры Кантемира. Читательский дневник

Сатиры Кантемира

Советуем почитать