Иван - краткое содержание повести Богомолова
События произведения происходят во время Великой Отечественной войны.
Главным героем повести является старший лейтенант Гальцев, представленный писателем в образе молодого военного, которому поручено временно исполнять обязанности батальонного командира.
В одну из ночей Гальцев оказывается разбуженным помощником в связи с задержанием возле Днепра двенадцатилетнего мальчишки, дрожащего от холода. Гальцев начинает разговаривать с мальчиком, однако тот называет только свою фамилию, Бондарев, и требует сообщить о своем местонахождении в штаб.
Офицер не верит мальчишке и только после того, как тот называет правильно имена штабных военных, докладывает о находке.
В разговоре с подполковником Грязновым Гальцев узнает, что мальчик действительно является штабным агентом. После этого лейтенант предоставляет ребенку чернила с бумагой, а мальчик начинает высыпать на стол собранные им зерна и хвойные иголки, сосредоточенно их подсчитывая и отражая что-то на бумаге. Данные Бондарева отправляются в штаб.
Позже за мальчиком в расположении части прибывает местный красавец и балагур по фамилии Холин, являющийся рослым, статным мужчиной двадцати семи лет. Ребенок, которого зовут Иваном, рассказывает о трудностях его переправы через Днепр. Холин передает Ивану новый комплект военной формы, на кителе которой красуется орден и медаль «За отвагу». Отдохнув, Холин увозит Ивана из части.
По прошествии времени судьба снова сталкивает Гальцева с Иваном. Но перед этим в часть пребывает старшина, которого именуют Катасоновым, который организует наблюдательные пункты за передвижением фашистских войск. Ему в этом помогает Гальцев вместе с прибывшим Холиным. Помимо этого, Гальцев вынужден заниматься собственными обязанностями, в числе которых проверка работы нового фельдшера, являющегося молодой красивой женщиной.
Вскоре в части появляется Иван, которого планируют перебросить в тыл врага. Однако мальчик не проявляет волнения, спокойно листая стопку журналов и жуя леденцы. Иван замечает у Гальцева необычный нож, финку, которая вызывает у ребенка восхищение. Однако лейтенант не может отдать Ивану нож, поскольку он является памятью о недавно погибшем друге.
В разговоре с мальчиком Гальцев узнает о его жизни. Иван имеет настоящей фамилией Буслов и является уроженцем Гомеля. В начале войны у мальчика погибает отец и маленькая сестра, а сам Иван прибивается к партизанскому отряду, а затем оказывается в Тростянцевском лагере смерти, из которого убегает.
Впоследствии Ивана берут в качестве лазутчика на штаб, где подполковник Грязнов настаивает на направлении мальчика в Суворовское училище, однако Иван отказывает ехать на учебу, поскольку его единственным желанием является мщение фашистским захватчикам.
Военные решают по окончании войны усыновить ребенка в том случае, если не отыщется его мать.
Командование направляет Холина и Гальцева в разведку вместе с Иваном, где мальчик работает в тяжелых условиях, добывая ценные сведения для советских войск.
Спустя время Гальцев заказывает такой же нож, как и у себя, прося Грязнова передать его мальчику. Однако узнает о том, что Иван покинул расположение штаба в связи с нежеланием отправляться на учебу.
По окончании войны Гальцев работает с немецкими архивами, в которых находит документ о задержании и расстреле русского Ивана, фиксировавшего движение немецких эшелонов. На фото, являющегося приложением к документу, на Гальцева смотрят мальчишеские глаза его давнего приятеля.
Произведение повествует о стойкости и мужестве русского народа, вставшего на защиту своей родины, не взирая на возраст.
Вариант 2
Основная тема рассматриваемого произведения заключается в изображении тягот, ужасов самой жестокой войны двадцатого столетия, в которой принимали участие не только многие мировые страны, но и их гражданское население, включая русских стариков, женщин и детей.
Центральным персонажем рассказа является обычный одиннадцатилетний мальчик Иван, который по воле судьбы остается сиротой, поскольку в самом начале войны погибает его отец, а также малолетняя сестренка, а сам мальчик оказывается узником концлагеря, из которого ему в дальнейшем удается бежать.
У Вани получается отыскать партизанский отряд и стать его полноправным членом в борьбе против фашизма, поскольку мальчик, непосредственно переживший все ужасы фашистских извергов, испытывает неподдельную ненависть к немецким захватчикам.
В отряде Иван становится разведчиком, смело отправляясь на любое задание, которое он выполняет ответственно и успешно. При этом, как и обычный ребенок, Иван испытывает и страх, и сомнение, и недоверие, и холод, и голод, однако, несмотря на проявление различных негативных чувств, мальчик перебарывает их и всегда отправляется в разведку.
Товарищи по отряду с уважением относятся к ребенку, понимая его чувства и уважая его смелость отвагу и преданность родине. Поэтому многие из мужчин подумывают после окончания войны усыновить мальчика. Кроме того, Ивану неоднократно предлагают уехать с передовой фронт и начать обучение в суворовском училище, однако мальчик не желает отправляться в тыл, поскольку ему переполняет ненависть к фашистам. Поэтому Иван самостоятельно определяет свою дальнейшую судьбу, решив начать учебу только после окончательной победы над немцами и разгрома фашистской Германии.
Однажды при выполнении очередного задания маленький разведчик оказывается в немецком плену. К мальчику применяются различные виды пыток, уговоров, однако, несмотря на ужасы фашистского плена, Иван стойко и гордо держится с захватчиками, а впоследствии с высоко поднятой головой погибает в борьбе за освобождения родной земли.
Смысловая нагрузка произведения заключается в изображении подвига русского человека вне зависимости от его возраста, который, несмотря на тяжести, сложности и трудности военного времени, смело, мужественно и отчаянно принимает участие в борьбе с фашистскими захватчиками, вероломно напавшими на его родную землю, проявляя неподдельный патриотизм, совершая невероятные подвиги, становясь взрослее и мудрее вместе со своим многострадальным народом.
Читательский дневник.
Советуем почитать
-
Краткое содержание повести Allez! Куприна
Произведение «Allez!» было написано Александром Ивановичем Куприным в 1897 году. Центральной героиней рассказа становится девушка по имени Нора, вынужденная с самого раннего возраста репетировать
-
Легенда об Уленшпигеле - краткое содержание романа Костера
Эта история о бедном мальчике по имени Тиля, однако, было у него и прозвище Уленшпигеле. Но у него будет удивительная жизнь, полная приключений, горя и боли
-
Казус Кукоцкого - краткое содержание рассказа Улицкой
Произведение начинается с того, что автор знакомит нас с хорошим врачом, который поставил на ноги очень много людей. Всё действие книги происходит на фоне становления Советского Союза
-
Легенда о Сонной Лощине - краткое содержание рассказа Ирвинга
На побережье Гудзона есть лощина. Это довольно загадочное место, тут царит полная тишина и покой, создавая впечатление, что все её обитатели спят. Видимо поэтому лощина получила своё название – Сонная лощина.
-
Поющие в терновнике - краткое содержание книги Маккалоу
Книги о любви всегда были и будут интересными как для подростков, так и для взрослых. Хочется многое узнать о великой и чистой любви, препятствиях и вызовах, стоящих перед влюбленными, эмоциях и мыслях главных героев