13-й подвиг Геракла - краткое содержание рассказа Искандера
План
1. Портрет строгого учителя математики Харлампия Диогеновича.
2. Портрет директора школы. Рассуждение о выборе между стадионом и школой.
3. Шутки математика — главное оружие.
4. Нерешенная задача и игра в футбол.
5. Приход медсестры и врача.
6. Помощь в поиске другого класса и план по освобождению от урока.
7. Прививки — спасение друзей от вызова к доске.
8. Описание соседа по парте, который держал руки на промокашке и белел от страха.
9. Вызов к доске "спасителя", который совершил 13-ый подвиг Геракла.
10. Смех над "спасителем", который не может произнести даже условия задачи и отметка в журнал.
11. Размышления о роли смеха в жизни
Пересказ
В 5-м "б" классе математику ведет новый учитель Харлампий Диогенович. Он установил строгую дисциплину, что дети даже боялись списывать и образцовую тишину, из-за которой директору казалось, что в классе нет урока, а значит все сбежали на стадион.
Математик имел чувство юмора и за опоздание не ругал, но тонко посмеивался и шутил над опоздавшим так, что хохотал весь класс. А когда все смеются против одного, то это самое сильное оружие, порождающее лень в теле ученика.
Всем мальчишкам интереснее проводить время на стадионе и играть в футбол, на который они могут сбежать почти со всех уроков, кроме, конечно, математики. Там даже списать сложно, потому что учитель все видит и понимает.
Однажды один ученик не сделал домашнее задание и очень боялся, что его спросят. Но он был не один, кто не решил задачу, поэтому перед математикой они вместе играли в футбол всей компанией неучей.
Начался урок, но в школе как раз в это время делали прививки, и к ним в класс зашли доктор с медсестрой. Оказалось, что они перепутали их класс с "а" классом и вышли. Тогда ученик, чтобы избежать злой участи, вызвался им помочь и с разрешения учителя, пошел показывать где 5-ый "а", и вышел из класса.
Себя-то он спас, но позади остались его товарищи, которые тоже не решили задачу. И тогда он пошел на подвиг. Тогда он уговорил медсестру сделать им уколы на этом уроке, соврав, что на следующем их класс уйдет в музей. Это было нелегко, поэтому он пустил в ход все свое воображение и красноречие. Тем более, что из-за того, что он сам был "малярик" и ему часто делали уколы, то прививок он не сильно боялся.
Вернувшись в класс, он увидел, что один из его друзей, Авдеенко, уже вызван к доске и находится в плачевном состоянии.
Доктор и медсестра снова вошли в класс и договорились с учителем, что будут делать уколы. Друг был спасен от плохой отметки, но ему пришлось первым пойти на прививку, что было не менее страшным.
Один из мальчиков, сосед по парте, который имел привычку держать руки на промокашке, так побелел от страха, что стали видны на его лице веснушки. Необходимо было его подбадривать.
Зачинщику пришлось сдерживаться, делать вид, что ему не больно от прививки и, по возможности, еще больше отвоевывать время у математики.
Когда сделали всем прививки, до конца урока действительно осталось немного времени.
Математик, давно понявший план, но сидевший сдержанно и спокойно, велел проветрить, чтобы избавиться от запаха воспоминаний о сорванном уроке, и вызвал к доске "спасителя". Он никогда не ругался на учеников. Он заставлял их думать. Он рассказал о Геракле, который, как герой, совершил 12 подвигов и намекнул, что подвиг, совершенный из страха не может считаться настоящим подвигом.
"Освободитель" не смог даже произнести условия задачи, за это был высмеян, получил отметку в журнал, и с тех пор стал серьезнее относиться к учебе, заменив игру в футбол на выполнение домашних заданий.
Он с благодарностью вспоминал своего учителя и его чувство юмора, научившее распознавать в человеке настоящее. Умение посмеяться над собой — одно из важных умений в жизни.
Подробно
Повествование ведется от первого лица. Автор произведения рассказывает о случае из своей жизни, произошедшем в его школьные годы.
Сначала идет подробное описание учителя математики, Харлампия Диогеновича, который, как можно заметить по отчеству, был греком, что роднило его с великим Диогеном.
Харлампий Диогенович, каким-то непостижимым образом имел влияние на всех учеников в классе, при этом он никогда не кричал и не унижал ребят.
Сам неказистый, маленького роста учитель спокойно и властно применял свое главное оружие, которое срабатывало всегда, он иронизировал над человеком, выказывая, при этом, свое уважение к нему. Например, он мог назвать опоздавшего ученика Принцем Уэльским, которого все заждались и благодарны ему, что он пришел на урок.
Далее автор рассказывает, как однажды он не смог решить задачу и со страхом, ждал, того момента, когда его вызовут к доске. Но учитель, как будто нарочно тянул время, то спросил об отсутствующих, то вызвал старосту к доске, чтобы тот привел ее в порядок. Все это спокойствие делало нервы еще более натянутыми.
Обстановку разрядила медсестра, заглянувшая в класс. Она ошиблась, ей нужен был другой класс. Но автор произведения воспользовался случаем и отпросился под предлогом того, что именно он может помочь найти медсестре необходимых ей учеников.
Из разговора с медсестрой главный герой выяснил, что в школе в каждом классе, по очереди, проводят прививки от холеры. На данный момент прививки должны были сделать ученикам 5 –го А класса.
Страх получить двойку по математике, был сильнее голоса совести. Выяснив, что прививать их 5-Б класс будут на следующем уроке, «Сусанин», вдруг убедил работников в белых халатах сделать сначала их классу прививки, мол: «А мы на следующем уроке непременно уйдем в музей».
Медсестры повернули в 5-Б. Казалось, цель достигнута, урок сорван, а значит двойку «малярику» уже сегодня не поставят.
«Маляриком» автора прозвали, за его хроническую малярию. Нельзя сказать, что одноклассники обрадовались прививкам. Многие из них предпочли бы получить «двойку» по математике. Алик, он же Адольф настолько боялся уколов, что чуть не потерял сознание. Радовался только главный затейник всей этой истории, к уколам он привык, а потому вел себя показательно героически.
Когда же медработники, с чувством выполненного долга, удалились, до конца урока оставалось совсем мало времени.
Харлампий Диагенович сел за стол и стал медленно перебирать четки. Он вдруг вспомнил о 12 подвигах Геракла и добавил, что некий молодой человек решил совершить 13 подвиг, при этом учитель подчеркнул, что поступок этот был неприглядным и совершался молодым человеком из трусости. При слове «трусость» учитель многозначительно посмотрел на автора этой истории и вызвал его к доске для решения злополучной задачи.
Дело в том, что преподаватель, стал невольным свидетелем того, как «малярик» доказывал, что не решил задачу, потому что решение в ней неправильное.
С той минуты математик, можно сказать «кожей чувствовал» лукавство своего ученика, но позволил ему совершить этот проступок, чтобы он потом на своих же ошибках и учился уму разуму.
Конечно же, тогда у доски «малярику» пришлось на собственном опыте узнать, что значит быть смешным.
Но это был для главного героя этого повествования урок, который он усвоил на всю жизнь и больше никогда не позволял себе легкомысленно относиться к заданиям. А еще он понял, что не страшно быть смешным, страшно отрицать свои ошибки.
Читательский дневник.
Советуем почитать
-
Фаворит - краткое содержание романа Пикуля
Работа в двух томах написана русским писателем В. Пикулем. Время, показанное в романе – это период правления Екатерина Второй. В первой части рассказывается история правления властительницы
-
Норма - краткое содержание романа Сорокина
Роман Сорокина «Норма» содержит восемь частей. В начале произведения происходит обыск квартиры диссидента Бориса Гусева. Сотрудники КГБ забирают у героя запрещённые
-
Краткое содержание Собачье сердце Булгакова
В повести «Собачье сердце» Михаил Булгаков соединил элементы фантастики, и примеры реальных событий начала XX века, свидетелем которых он был.
-
Краткое содержание повести Деревня Бунина
События истории развиваются в простой деревне Дурновке, где жили два брата Тихон и Кузьма Красовы. Они вместе открыли небольшой магазин, но у них продолжалось недолго сотрудничество
-
Краткое содержание поэмы На Волге Некрасова
Николай Некрасов – поэт, по своим убеждениям революционный демократ. В 1860 году появляется в печати его стихотворение «На Волге», ставшее образцом гражданской лирики. Написанное накануне отмены крепостного права