Анализ стихотворения Утро Никитина (5 класс)

Стихотворение «Утро» было написано Никитиным Иваном Саввичем через два года после выхода первого сборника в 1854 – 1855 г. Он был из тех поэтов, которые любят природу России. Знал и уважал труд простого народа. Тесная связь с простыми людьми находит отражение в его стихах. Будучи патриотом, он восторгался своей родиной.

Произведение «Утро» можно разделить на три части: описание природы, рассказ о рыбаках, восхищение пахарем. Однако все тесно переплетается, поскольку начало дня для всех одинаково. В первой части бесшумно слышатся шаги автора, идущего по росе. Написать так о природе мог человек, неоднократно видевший все происходящее, бродивший по тропинкам. Большую часть стиха идет описание рассвета. Использование метафор – «в огне облака», «кудри лозняка», «восток всё горит, разгорается», придает дополнительную яркость описанному утру. Звезды померкли, начинает разливаться заря. Все ждут начало нового дня. Всё просыпается: «дремлет чуткий камыш», «пронеслись утки с шумом». Плавный переход от начала утренней зари к рассвету. Здесь всё одухотворенное. Лес как живой начинает улыбаться. Солнце просыпается, покидает свой ночлег. Покрывает золотыми потоками поля, луга, верхушки ракит. Чувствуется не только любовь, но и уважение ко всему в природе.

В этом утреннем переходе он говорит о рыбаках. Ведь их трудовой день начинается с ранней зари и заканчивается поздним вечером. Пробудившись, они собирают сети, складывают в лодки. Они не знают, что им принесет новый день. Пойдет ли лов, будет ли хорошая погода. Стремление жить «ведет» их вперед. Их работа тяжелая, но она делает их сильными, выносливыми. Что и позволяет им периодически бороться со стихией во время сильных ветров.

Последние строки он посвящает пахарю. Он говорит о нем с восторгом. Зная, что труд пахаря один из самых тяжелых. Автор утверждает, что ему все по плечу, он со всем справится. Сделать можно это только с песней. В конце он призывает отдохнуть душу от забот, здоровается с солнцем и утром. Призывая всех позитивно смотреть на мир.

Никитина причисляют к мастерам поэтического пейзажа. Он стал приемником Кольцова. В дальнейшем на его стихах воспитывался Есенин и многие другие. Несмотря на не долгую жизнь, он внес вклад в отечественную литературу. Простота и мелодичность его произведений дала возможность «положить» их на музыку. Многие песни стали считаться народными.

Анализ 2

Поэтическое творчество И. С. Никитина - это отражение личного отражения к природе, изображение быта, уклада простого народа, его мыслей в реалистичном виде.

Автор стихотворения «Утро» не понаслышке знаком с необыкновенно красивыми явлениями, в том числе – утренним рассветом. С первых строк об этом свидетельствует подробное описание действий предметов окружающего мира («звезды меркнут»).

Тонкого наблюдателя привлекает цветовая гамма, использованная для создания более яркого образа («в огне облака»), подразумевая алый цвет, без которого восход солнца был бы блеклым. При этом каждый объект наделен характеристикой, которой придает таинственность и необыкновенную привлекательность («по зеркальной воде», «роса серебристая», «чуткий камыш»).

Отсутствие людей – привычный признак этого времени суток. Внимание автора привлекает безмолвие. В это время можно сосредоточиться на птицах («пронеслись утки с шумом», на отдаленном звучании колокольчика).

С каждой минутой в природе произведения происходят изменения, которые коснулись и появления порывистого ветра, который «воду морщит», и пробуждения рыбаков, и плавного распространения солнечного света на востоке («восток все горит-разгорается»). Песня пахаря, которая послышалась вдали, выражает оптимизм русского человека. Кроме этого автор подчеркивает, что любые препятствия можно пройти, отдавая душу русскому народному фольклору и трудолюбию («по плечу все тяжелое».)

В стихотворении И. С. Никитина «Утро» восход солнца, постепенное наступление рассвета невозможно спутать ни с каким другим явлением. Для этого автор использовал огромное количество художественных средств. Олицетворения помогли оживить картину, придать происходящему правдивость («дремлет камыш», «восток горит-разгорается», «ветерок все морщит», «лес улыбается», «солнце ночлег покинуло»).

Авторская позиция имеет позитивный настрой. Отсутствие равнодушия, любовь к народу, родному краю проявляется в призыве: «Отдохни от забот!». Создатель стихотворения учит ценить каждое мгновение в жизни, так как каждый день несет новые события, ощущения, наполненные чудесными, неповторимыми явлениями. Эти мысли придают произведению высокий слог, торжественность, неподдельную душевую радость. Использованные метафоры помогают получить более четкое представление о тех явлениях, которые ежедневно встречаются в повседневной жизни («в огне облака», «кудри лозняка»). Чтобы получить точные представления о конкретном объекте, автор обращает внимание на эпитеты: «роса серебристая», «зеркальная вода», «тропинка росистая».

Таким образом, каждая строка стихотворения «Утро» содержит доказательство того, что автор – любитель природы родного края. Чувствуется опыт и мудрость человека, который разделяет радость и печаль всего живого, активно принимая участие в судьбе окружающего мира, умело оценивая ее достоинства. В тексте важна мысль о том, что именно в окружающей нас простоте скрываются загадочные явления.

5 класс

Анализ стихотворения Утро по плану

Утро

Утро

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Возвращение Некрасова

    Некрасов в мае 1864 года вынужден отправиться за границу, его поездка была около трех месяцев, на протяжении которых он находился в Париже. Произведение «Возвращение» было написано Николаем Алексеевичем на момент приезда в родную страну.

  • Анализ стихотворения Маяковского Послушайте!

    Данное стихотворение стало неким толчком для людей, которые каким-то образом потеряли веру в себя, сбились с пути. Маяковский вводит в стихотворение Бога, но он не мнимое существо

  • Анализ стихотворения Я ненавижу свет Мандельштама

    Произведение является собой глубокие мысли о своей судьбе, предназначении и сущности бытия, навеянные ему знакомством с Мариной Цветаевой. Оба они чувствовали некую труднообъяснимую духовную близость, которая, однако, не кончилась романом.

  • Анализ стихотворения Первый ландыш Фета 8 класс

    Название стихотворения А. А. Фета «Первый ландыш» подготавливает читателя к тому, что скрывается в его содержании. О тонкой связи автора с природой говорит его трепетное отношение к отдельным явлениям природы родного края

  • Анализ стихотворения Жуковского Море 9 класс сочинение

    Василия Андреевича Жуковского известного русского автора и поэта уже давно отнесли к поэтам, которые смогли стать открывателями романтического стиля в поэзии российских произведений.