Анализ стихотворения Свобода Некрасова
Каждый результат творческой деятельности Н. А. Некрасова подтверждает участие автора в общественных событиях ХIХ века. Он не мог оставаться равнодушным к переживаниям народа, связанным с отменой крепостного права. Автор всегда разделял народные страдания.
В стихотворении «Свобода» Николай Алексеевич полностью на стороне простого рабочего крестьянина. Испытывая чувство радости и облегчения в начале произведения, писатель подробно останавливается на реальных жизненных эпизодах, которые имеют место в любой семье. Подобное событие воспринимается читателем как переломный момент в судьбе каждого простого человека. О том, что произошло что-то важное, Некрасов подчеркивает с волнением: «я не езжал еще с чувством таким!». Страна ликует и вместе с ней наблюдает изменения поэт. Но долгожданная отмена крепостного права не принесла особого удовлетворения, так как желания народ не исполнились.
Рождение ребенка, уход за ним, видение его судьбы, светлого будущего – не каждый из подобных этапов осуществимы и сложатся так, как хотел бы народ. Это связано с тем, что нет веры народа в лучшие изменения. Горьким опытом научены они не доверять власти, так как не может быть все идеально. Но автор склонен верить в лучшее, говорить о праве выбора каждого человека – «останешься мужиком» или «взовьешься орлом».
Автор вовлекает в свои размышления родину, обращаясь к ней как к самому родному существу («мать!»).
Призыв к народу с верой в лучшее – неотъемлемая часть творчества. Н. А. Некрасова: «с надеждой приветствуй свободу!». Неоднократное использование восклицательных предложений придает произведению оптимизм, боевой настрой, говорит о жизнелюбии лирического героя. Наполнение стиха словами со значением кабалы («сетей крепостных») и др. подчеркивает волнительный момент в жизни людей, стремление пережить этот этап безболезненно, ощутить результат перемен в виде исчезновения гнета, приобретения полной свободы представителем из простого народа.
В каждой строфе стихотворения звучит мечта простого человека о том, чтобы обрести самостоятельность, «быть никем не запуган», «выберешь дело, которому годен».
Огромную помощь в восприятии событий того времени в более реалистичном виде оказывают олицетворения: «сердце волнуется», «ум гибок»; эпитетов «сетей крепостных», «думой любимой», «в добрую пору», сравнение «взовьешься орлом».
Мечты поэта закончились крахом. Во вторую часть произведения проникает уверенность, что зависимость рабочего класса от высшего сословия увеличилась. Это объясняется тем, что на место указа 1861 года пришли новые, но они не будут защищать интересы народа. Россия после реформы практически не изменилась. От этого автору больно рассуждать о несбыточных желаниях, которые должны коснуться народ.
Сочувствие, понимание, сострадание и неравнодушное отношение не лишают лирического героя позитивного настроя. Его вера остается непоколебимой. От этого стихотворение читается легко.
Анализ 2
С отменой крепостного права, произошедшей в 1861 году, интеллигенция изначально пришедшая в восторг, немного позже была глубоко разочарована. Широким кругом образованных людей, считалось что положение простого люда ненамного изменилось, а в некоторых местах всё стало гораздо хуже. Естественно, крестьяне были крайне возмущены произведенными реформами. По их мнению, им не даровали действительную, подлинную волю. Всю ответственность за осуществленные нововведения крестьяне возложили не на плечи царя Александра II, а чиновников и дворянство.
Николай Некрасов, как писатель, в своей деятельности больше всего внимания посвящал темам социальным, кроме того в творчестве прослеживается и политический подтекст. Несомненно, не мог не написать Некрасов про такую важную тему, такое важное событие как упразднение крепостного права в Российской империи.
Очередное стихотворение посвященной этой теме - "Свобода". Написанное в 1861 году, оно впервые вышло в печать лишь через восемь лет. Как отмечали современники, Николаю Алексеевичу крайне не нравился Манифест 1861 года, он обрушился на него с резкой критикой. Наблюдения писателя за жизнью деревни, сразу после произведенных реформ находятся в стихотворении.
Произведение повествует о лирическом герое, который пребывая в хорошем настроении, разъезжает по родной стране. Его охватило радостное чувство, когда он лицезрел простое крестьянское дитё, появившегося на свет свободным. У ребенка на жизненном пути не будет никаких преград. Он может быть простым обывателем, а может достичь небывалых высот. Позже лирический герой уже не так радостно оценивает произошедшие в государстве перемены. Внезапно, как гром среди ясного неба его озаряет мысль, что вместо крепостнического угнетения, его оков, человек выдумает что-то другое, что будет подвергать людей кабале. Несмотря на это, произведение оканчивается благоприятно.
В 1860-70х годах, отдельные критики ругали Николая Некрасова за его устаревшее мировоззрение, взгляд на жизнь. Они поистине негодовали, отчего же писатель не переставая спешит писать об одураченном и обманутом простом люде, после дарования царем "свободы". Люди радовавшиеся нововведениям в стране, не понимали их несостоятельность и отрицательный характер. Стихотворения и статьи помогали Некрасову донести до народа всю правду об отнюдь не идеальном быте и нелегкой жизни крестьян. Литератор старался донести до людей, что те не получили настоящую свободу, а подавляющее большинство было подвергнуто еще большему угнетению.
Анализ стихотворения Свобода по плану
Возможно вам будет интересно
-
Анализ стихотворения Зреет рожь над жаркой нивой Фета
Стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета написано в конце 1850-х годов. Названо оно по первой строке «Зреет рожь над жаркой нивой…» Великолепие красок жаркого лета, широту русских просторов поэт умело выражает в своих стихах
-
Анализ стихотворения Уступи мне, скворец, уголок Заболоцкого
Отношения человека и природы – одна из основных тем пейзажной лирики Н. А. Заболоцкого. Любование окружающим миром у поэта неотделимо от философских размышлений о подобии человека всему сущему на Земле.
-
Анализ стихотворения Лермонтова Завещание 8, 10 класс
В этом стихотвлоении-завещании поэт, будто погибающий от вражеской пули после боя, ведет свой монолог. Он обращается к другу с просьбой побыть с ним рядом в последние минуты. Естественно, умирающему бы передать что-то родным и друзьям
-
Анализ стихотворения Ахматовой Не с теми я, кто бросил землю…
С первой строки стихотворения Ахматова отделяет себя от «тех». Автор принципиально не с ними. А кто же они? Это те, кто не просто оставил Родину, но оставил её врагам на растерзание.
-
Анализ стихотворения Заболоцкого Гроза
В стихотворении рассказывается о привычном в наших широтах природном явлении – грозе, её можно считать главной героиней этого произведения.