Анализ стихотворения Осень Некрасова

Ни один поэт русской литературы не обошел стороной в своих произведениях тему природы. Каждое проявление окружающего мира интересует талантливых писателей своими уникальными пейзажами, которые помогают передать любое внутреннее состояние человека.

В стихотворении Н. А. Некрасова «Осень» автор объединил несколько тем, которые тревожат его душу – мысль о единстве природы и человека, тема любви к Родине. Понимание законов природы заложено в нем с детства. Восхищение родным краем проявляется с первый строк: «Славная осень!». В каждой последующей строфе будто присутствуют доказательства этому. Автора привлекает осенняя прохлада, которая вливает в него жизненные силы: «ядреный воздух…бодрит». Золотая пора только вступает во владения, так как лед еще не успел окрепнуть. «Желты и свежи» до сих пор листья. В каждой детали писатель видит предмет гордости за родную страну. Он с восторгом говорит о том, что в природе «нет безобразья…», в каждом пне или кочке видит свою прелесть.

Представить идеальный мир, где все гармонично, спокойно и радостно помогают разнообразные художественные средства. Эпитеты «славная осень», «ядреный воздух» придают яркость, торжественность стихотворению. Авторский образ осени более понятен при использовании сравнений «лед как сахар», а в лесном массиве можно отдохнуть «как в теплой постели», «листья свежи как ковер». Подобные выражения знакомы каждому. Они напоминают домашний уютный очаг, к которому хочется вернуться вновь и вновь.

Автор подчеркивает, что никогда не спутает свои родные просторы ни с чем другим. Он любуется и пнями, и болотами «все хорошо под сиянием лунным». Состояние природы в момент ее созерцания Н. А. Некрасов характеризует как неторопливое течение жизни, которое вдохновляет каждого («ясные, тихие дни…»). Таким образом, автор передает собственное состояние души, впечатления о красоте родных пейзажей, следуя в вагоне поезда. Ему становится грустно от мысли, что он лишь из окна наблюдает за дарами осенней поры, а поезд двигается слишком быстро, не давая возможности продлить наслаждение.

Торжество души поэта, его жизнелюбие и энергию подчеркивают повторы согласных звуков «с» и «р», которые придают особый музыкальный ритм стихотворению. Автор готов на протяжении суток наблюдать за природой. Об этом говорит чередование лунного освещения объектов окружающего мира и созерцание солнечных дней.

Вариант 2

Название произведения определяет один из периодов времени года, однако содержание стихотворения не является описанием красот и природы золотой поры, а посвящается мрачной осенней картине, наполненной слезами, горем, утратами и смертями.

В традиционном изложении осенний период описывается поэтами в виде наступившей долгожданной прохлады, богатого урожая и природного умиротворения, выражающегося в великолепии багряного и золотого наряда природы и шелестящей листвы, мягко стелющейся под ногами.

В рассматриваемой стихотворении поэт раскрывает осень в ином качестве, рассматривая это время года в виде разрушительного, нищего, серого состояния. Повествование стихотворения имеет целью изобразить существование простого крестьянского народа в период военных действий, используя мрачную картину поздней осени, передающей страдания и мучения русских людей из-за многочисленных потерь близких и родных, извести от которых приходят крайне редко.

Поэт сравнивает период наступления осени в обычной мирной жизни, когда весь народ с благоговением ожидает выходную субботу для того, чтобы посетить увеселительные мероприятия в виде массовых народных гуляний, связанные с окончанием уборочных работ и сбором богатого урожая, с настоящим временем, в котором крестьяне едут в ближайшее поселение лишь с целью получить хоть малейшее известие о близком человеке, будь то муж, сын, отец, дед.

Образы потерявших надежду на хорошую весть людей являются основным лейтмотивом стихотворения, написанного в форме гражданской элегии.  

Использованные в произведении средства выразительности в виде эпитетов и сравнений ярко иллюстрируют людской страх перед молчаливой дорогой, по которой проносятся железнодорожные составы с вагонами, наполненными человеческими телами, погибшими исключительно с целью выполнения своего гражданского долга.

Поэт тонко и чувственно передает глубину людского страдания, выражая массовую скорбь и ненависть к войне. Оставшиеся в своих домах люди не находят покоя даже в ночное время, переживая за родных и близких и теряя малейшую надежду на благополучный исход войны, слыша царящий вокруг стон и плач несчастных людей, кричащих от боли и потерь.

Образ осени в качестве голодной тревоги и страха используется поэтом для более острого выражения темного существования осиротевших, обездоленных людей, не надеющихся на благоприятный исход военных действий, а лишь молясь богу о сохранении жизней своих любимых родственников, прося небеса вернуть их с фронта пускай и с ранениями, но живыми.

Отличительной особенностью стихотворения является применение поэтом повторения звуков, а также антитезы и метафор, позволяющих усилить динамику повествования и подчеркнуть смысловое значение произведения, заключающее в отсутствии любых оправданий для вступления в войну, уносящую жизни невиновных людей и принося неимоверные моральные и физические страдания семьям и близким умерших.

Анализ стихотворения Осень по плану

Осень

Осень

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Близнецы Тургенева 7 класс

    Это стихотворение, точней, белый стих Ивана Тургенева передаёт то самое (неоднозначное, странное, даже жуткое) ощущение, которое испытал сам автор.

  • Анализ стихотворения Каменщик Брюсова

    Безусловно, поэт представляет собой своеобразное зеркало, которое отражает движения в обществе, а в начале 20 века, когда Брюсовым было написано стихотворение каменщик, движения были революционными.

  • Анализ стихотворения Блока Река раскинулась

    Это философское, но в то же время весьма эмоциональное стихотворение, богатое повторами и восклицаниями, а также образами, которые характерны для творчества Блока. Например, костры как символы надежды здесь озаряют даль

  • Анализ стихотворения Есенина Береза (Белая береза)

    Сергей Есенин написал стихотворение «Береза» в 1913 году. К этому времени он уже покинул село Константиново, в котором он провел свое детство и переехал в Москву. Большой город с его вечным движением накладывает свой отпечаток на автора

  • Анализ стихотворения Тютчева Эти бедные селенья

    С самого раннего подросткового возраста знаменитый и многими любимый поэт Тютчев Федор начал строить свою общественно-политическую карьеру, и в 19 летнем возрасте отбыл в Германию в составе целой дипломатической миссии