Анализ стихотворения Ночь Некрасова
Произведение создается в жанре лирической элегии и посвящается воспеванию волшебного природного явления в виде ночного времени суток.
Основная тематика стихотворения акцентирует внимание на бесподобной и неповторимой красоте ночи, выраженной в бескрайней тишине и гармонии. Лирический герой наблюдает в ночном небе мерцание звездного света, которое кажется ему то ярким, то тусклым, передвигаясь, а порой и исчезая в плывущих темных облаках на бархатистом небосводе.
Образ лирического героя изображается в виде охватившей его атмосферой тоски, одиночества, уныния от душной и пресной жизни, которая подталкивает его к воздушным массам, окутывающим ночной воздух, стремясь проникнуть в праздничный звездный хоровод в неосязаемом небесном пространстве, где вольно и свободно чувствует себя ночной ветерок.
Сквозным мотивом стихотворения проходит тема темноты, выражающаяся в обилии олицетворений, красочных эпитетов, а также приблизительных и неточных рифм. Поэт выбирает в качестве стихотворного размера трехстопный дактиль, выстраивая композиционную структуру произведения в трех частях с использованием иррегулярного строфического деления.
Упокоенную ночную тишину, погрузившейся во тьму жизни, поэт прерывает внезапно возникшими ветреными порывами, которые оказывают своеобразное волнение в засыпающей природе в виде скрежета упавшего старого дуба, качающихся ветвей деревьев, содрогающихся от переменчивых капризов природы.
Лирический герой, наблюдающий различные природные состояния в течение небольшого периода времени, удивляется своенравности и непостоянству окружающей природы, при этом восторгаясь ее совершенством, проявляющимся во вновь обретенной тишине, окутавшей темное, беззвездное небо.
Поэт передает волнительное настроение лирического героя, стремящегося очутиться среди блестящих огоньков, рассыпанных по небесному покрывалу, желая почувствовать ощущение легкости и высоты полета, несущего элементы колдовства и загадочности. Герой пытается избавиться от нахлынувших грустных чувств и своей одинокой жизни, раскрывая потайные уголки собственной фантазии и обретая в них душевное успокоение, наслаждаясь дурманящей и обволакивающей красотой ночной природы и завидуя свободолюбивому ветру, способному воплощать в жизнь свои собственные желания и стремления.
Отличительной особенностью стихотворения является применение поэтом изощренной и очаровательной звукописи, проходящей сквозным лейтмотивом через все повествование и делающей стихотворную речь плавной и одновременно звонкой.
Печальное состояние лирического героя, нежелающего мириться с тоской и грустью, выражает авторскую позицию, заключающуюся в необходимости постоянного движения человека вперед, не опуская плечи под тяжестью жизненных проблем и стремясь к самосовершенствованию, реализуя собственные желания, мысли, не поддаваясь мрачной безысходности и темному самосознанию.
Анализ 2
Безусловно, корни поэтической деятельности кроются в первобытных ритуалах заклинательной магии и заговаривания реальности. Само слово изначально имело магическую силу и считалось инструментом воздействия на действительность, да и сейчас остается таковым. Ведь то, каким способом мы описываем реальность, определяет и восприятие этой реальности, то есть формирует наш мир.
Тем не менее, от пространного вступления нужно перейти собственно к стихотворению Ночь, которое во многом подтверждает все эти выкладки о магическом аспекте деятельности поэта. По сути, перед нами заклинание, которое читает и сочиняет поэт. Он призывает духов, стихии и известные ему силы, ради того чтобы получить нечто сверхценное, достигнуть небесных пределов.
Начинается стихотворение с описания своеобразной тоски по абсолюту. Автору не спится, он грезит о какой-то звездочке, к которой стремится его сердце.
Стихотворение состоит из трех частей и каждая часть завершается своеобразным призывом, магической формулой, которая высказывает намерение. Сначала мы видим «Занеси меня, мечта!», далее «Унесите в мир воздушный» и в завершение «Унеси меня туда». Кстати говоря, троекратное повторение само по себе тоже является магической формулой, которая известна и в самых элементарных народных поверьях, к примеру, сплевывают через плечо или стучат по дереву именно трижды.
Также мы видим градацию этого призыва, который сначала является обращением к мечте, далее к каким-то сущностям или грезам, которые «крылами прошуршат» и в завершение к ветру «вольному и летучему». Так или иначе, Некрасов (или лирический герой) просит о вознесении в иные сферы бытия, к собственной цели. Он хочет достигнуть какого-то иного существования, овладеть чем-то небесным, которое предстает в форме или символе звездочки – заветной цели.
Содержательно стихотворение напоминает шаманские заклинания или гимны из различных политеистических религий, где сначала выполняется воспевание определенной силы или стихии, а после этого какая-то просьба. Возможно Некрасов имел какие-то знания в этой области благодаря своей молодости в деревне и изучению народных поверий.
Анализ стихотворения Ночь по плану
Возможно вам будет интересно
-
Анализ стихотворения Пастернака Февраль. Достать чернил и плакать!
Данное стихотворение было написано в тысяча девятьсот двенадцатом году. Оно замечательно характеризует раннее творчество поэта и является одним из самых первых стихотворений, написанных им
-
Анализ стихотворения Тютчева Зима недаром злится 5 класс
Изучив стихотворение «Зима недаром злится...» мне кажется, что лирический герой в нем является насмешливой и комичной личностью. Автор вначале произведения дает нам понять, что пришла пора Весны, уже даже жаворонки в небе ждут ухода Зимы
-
Анализ стихотворения Сад весь в цвету Фета
В стихотворении А. А. Фета «Сад весь в цвету» лирический герой проявляет абсолютное жизнелюбие. Первой причиной этого мироощущения он называет наступившее время года - весну, с наступлением которой мир преобразуется
-
Анализ стихотворения Письма римскому другу Бродского
Рассмотрим произведение Иосифа Александровича Бродского «Письма римскому другу», созданного им в 1972 году. В названии есть добавление «Из Марциала», это пояснение к стихотворению по темам римского сказания
-
Анализ стихотворения Устал я жить в родном краю Есенина
Стихотворение Устал я жить в родном краю.. по мнению многих исследователей продолжает тему разрыва с селом и переезда в город. Хронологически оно соответствует такому предположению, так как написано в 1916 году