Анализ стихотворения Двойная бездна Мережковского
В своем стихотворении Двойная бездна Мережковский рассматривает тему взаимопроникновения смерти и жизни в рамках человеческого бытия. Он объединяет эти два феномена, которые, казалось бы, являются полностью противоположными, но в действительности только вдвоем создают целостность человеческого мира. На протяжении всего стихотворения поэт стремится как бы разрушить противоположности и предоставить более зрелый и возвышенный взгляд на действительность, он дает соответствующие примеры: «в цепях свобода.. в мучении - восторг».
Таким образом, каждая противоположность таит в себе частицу иного и в этом заключается суть мироздания, хотя между этими противоположностями по-прежнему остается пропасть. Такое понимание чем-то напоминает восточный символ с двухцветной окружностью и точками противоположного цвета в другом – инь-янь. Этот символ представляет собой целостность всего мира, взаимоперетекание процессов.
Мережковский предлагает довольно много интересных и фундаментальных мыслей, которые отражают философское понимание смерти и сущности этого феномена как такового. К примеру, он отмечает, как мир иной проявляется в мире здешнем, то есть, когда мы смотрим на феномен иномирья, перехода за порог небытия, то в какой-то степени перетаскиваем инобытие сюда, в этот мир. Так отражается в жизни наличие смерти и наоборот, во всем погибшем есть возможность наблюдать прежнюю жизненность, все когда-то погибшее, было когда-то живым и являлось отражением и противоположностью себе теперешнему.
Поэтому две противоположности друг другу и чужды и любезны, они являются подобными и равными как часть единого процесса. И, действительно, через глубину одной возможно познать глубину другой. Вечное существование не могло бы приобрести такую ценность как оттененное гибельностью, также и бренное тело приобретает особенную ценность только благодаря, когда-то наполнявшей данное тело жизни.
Во второй половине стихотворения Мережковский рассматривает человеческую судьбу в этом аспекте, он отмечает также и равноценность добра и зла, так как ведут они только в гробу в любом варианте и, вероятно, только за этим гробовым порогом и открывается подлинное понимание этих феноменов. Поэтому поэт выбирает во многом нигилистическую позицию «все равно, куда идти», ведь и добрые и злые поступки ведут к единой цели – гробовой цели. Тем не менее, он напоминает о наличии человеческой воли и также призывает к мудрости, которая только и позволяет обрести подлинное понимание и соединить противоположности в ясное осознание действительности.
В завершающей части настроения автора далее продолжают нигилистический концепт, который приводит к выводам о человеке как творце собственной судьбы, который соединяет в себе противоположные бездны бытия. Таково одно из возможных разрешений проблематики конечности человеческого существования. Вариант, который был весьма характерен для культуры завершения 19 века.
Анализ стихотворения Двойная бездна по плану
Возможно вам будет интересно
-
Анализ стихотворения Не отходи от меня Фета
Стихотворение «Не отходи от меня…» характеризует Фета, как мастера лирического фрагмента, он привык описывать любовь с точки зрения мимолетных порывов души,
-
Анализ стихотворения Пушкина Пророк 9 класс
Это стихотворение было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1826 году. На процесс его создания повлияло крайне неприятное событие – арест восставших декабристов. Большинство из них были друзьями поэта
-
Анализ стихотворения Певице Фета
Использованные в стихотворении выразительные средства хорошо гармонируют с его названием. Поэт стремился передать словами воздействие другого искусства – музыки.
-
Анализ стихотворения Высоцкого Братские могилы
Свои выступления В. Высоцкий начинал стихотворением «Братские могилы», которое было написано им в 1964 году. В. Высоцкий часто писал о войне, писал глубоко и проникновенно, хотя сам никогда в боевых действиях не участвовал
-
Анализ стихотворения Голубая кофта синие глаза Есенина
Любовная лирика в творчестве русских поэтов бессмертна. Она передает гамму чувств, которые испытывает или наблюдает автор.