Анализ стихотворения Айя-София Мандельштама

Произведение из первого сборника поэта посвящено одному из шедевров мировой архитектуры – главной мечети Стамбула, прежде бывшей храмом святой Софии.

На тот момент Мандельштам был акмеистом. Для этого направления характерны точность и определенность, поэтому поэт не выстраивает многозначительные символы, а использует точные термины. К таковым относятся, упоминаемые в стихотворении экседры, апсиды и паруса – детали здания, технические определения, которые обычно не используют при написании поэтических произведений.

Вообще, поэт часто обращался к архитектурной тематике. У него есть стихотворения , посвященные Казанскому собору, Адмиралтейству в Санкт-Петербурге и Собору Парижской Богоматери. Интерес к монументальным зданиям связан с ассоциациями, которые у него вызывала архитектура. Мандельштам воспринимал поэта, в качестве строителя, а слово, написанное им, как камень. Мандельштам подчеркивает огромные размеры здания (например, сорок окон, сто семь столбов) и искусство строителей, именуя постройку «мудрой». Собор, в представлении Мандельштама, также как и стихи, несет некое послание потомкам, являет собой воплощенную красоту, как и сочетание рифм.

Произведение названо «Айя-София», по нынешнему наименованию этого строения. Однако автор не обращается к настоящему, для него собор, ставший мечетью, ценен, прежде всего, как здание, простоявшее века. Оно связывает нас с прошедшими поколениями. Он вспоминает строителя собора императора Юстиниана, идет даже дальше, упоминая о том, что мраморные столбы, использованные при строительстве, были взяты из разобранных античных языческих храмов.

Однако, несмотря на то, что поэт много говорит о христианских элементах здания, это здание для него не является, прежде всего, символом православной веры. Мандельштам был евреем и не отличался особой религиозностью. В произведении отсутствует вполне естественное для православного сожаление о поругании святыни иноверцами. Для поэта здание – это культурный символ. Оно представляет собой, главным образом, олицетворение связь времен и символ совершенства, которое можно создать человеческими руками. Как в для глубоко верующего человека, для поэта собор является символом связи земного с небесным. Мандельштам также подчеркивает эту идею, называя его купол подвешенным к небесам. Однако небо здесь – это просто абстрактный символ всего высокого, совершенства в самом общем понимании.

Анализ стихотворения Айя-София по плану

Айя-София

Айя-София

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Ахматовой Белой ночью

    В литературе двадцатого века были сформированы определенные повторяющиеся темы, одна из которых является темой времени. «Белая ночь» - одно из немногих ранних стихотворений Ахматовой, в которых работа временных отношений

  • Анализ стихотворения Некрасова Тройка 5, 10 класс

    Стихотворение Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878) «Тройка» было написано в 1846 году в жанре «гражданского лиризма», близком поэту

  • Анализ стихотворения Фета Я жду… Соловьиное эхо…

    Стихотворение поэт написал в 1842 году. Оно отображает раннее творчество и навеяно влиянием романтизма. В тот период Фет увлекался творчеством Генриха Гейне. Отличительной особенностью этого сочинения от других является краткость, недосказанность сюжета.

  • Анализ стихотворения Сосны Фета

    Произведение Афанасия Фета «Сосны» в первый раз было выпущено в издательстве «Современник» в 1855 году. В творении время движется по кругу. В начале стихотворения автор описывает весну, которая сменила холодную зиму

  • Анализ стихотворения Песнь о собаке Есенин 6 класс

    Данное произведение было написано Сергеем Сениным в 1915 году, но опубликовали его только в 1919. По воспоминаниям современников автора, Есенин, читая стихотворение перед публикой, не стеснялся своих слёз, чем смешил добрую часть слушателей