Анализ стихотворения Из-под таинственной, холодной полумаски Лермонтова
Стихотворение «Из-под таинственной холодной полумаски…» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 г. Биографы поэта едины во мнении, что оно посвящено Варваре Лопухиной (по мужу Бахметевой) – женщине, которую поэт любил до конца своих дней. Варвара Лопухина отвечала поэту взаимностью. Но семья девушки была против их брака. Варвара вышла замуж за помещика Бахметева, у них были дети.
Поэт не мог примириться с замужеством любимой. На конвертах он зачеркивал ее фамилию по мужу и ставил ее девичьи инициалы.
В. Лопухина была также прообразом Веры в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени». Ей посвящены первая и последняя части стихотворения «Валерик».
Впервые стихотворение «Из-под таинственной холодной полумаски…» было напечатано в журнале «Отечественные записки» в 1843 г. уже после гибели поэта.
Жанр произведения
По жанру это стихотворение является элегией – лирическим стихотворением, проникнутым грустью. Печаль поэта связана с невозможностью быть рядом с любимой. Он понимает, что его искреннее чувствоникому не даст счастья.
Размер стихотворения – шестистопный ямб. Рифмы являются перекрестными: АВАВ.
Тема произведения
Главной темой стихотворения является любовь поэта к героине
Сюжет произведения
Повествование ведется от первого лица. Поэт вспоминает первую встречу с любимой женщиной на бале-маскараде, когда ее лицо было скрыто полумаской. Он не может забыть девушку и надеется встретиться с ней вновь.
Система образов произведения
В стихотворении два персонажа: поэт, влюбленный в незнакомку, который выступает в роли лирического героя, и сама девушка.
Композиция произведения
Стихотворение можно условно разделить на две части.
В первой части поэт вспоминает случайную встречу с незнакомкой на балу. О том, что это было в прошлом, свидетельствует употребление глаголов в прошедшем времени.
Вторая часть посвящена мечтам о будущей встрече.
Художественные средства
В стихотворении используются метафоры: светили пленительные глазки; локон, покинувший волну кудрей; видение, носимое в душе.
Также присутствуют эпитеты, которые придают стихотворению яркую, эмоциональную окраску: таинственной, холодной полумаски; голос отрадный; пленительные глазки; живые речи.
Имеется сравнение: голос, отрадный, как мечта.
Для создания облика героини используется контраст: под холодной полумаской пленительный взгляд, лукавая улыбка и теплый, чарующий голос.
Литературное направление
Стихотворение сочетает романтизм и реализм.
Признаки романтизма: восторженность поэта, любовные переживания. Символом произведения является маска, которая не может скрыть любимые черты.
Реализм проявляется в реальности сюжета произведения и переживаний автора.
Вариант 2
Творчество Михаила Лермонтова очень интересно, каждое написанное им произведение открывает читателю, все его душевные переживания. Сам поэт казался весьма мечтательным, но несмотря на это, своему творчеству он отдавал все свои силы. Он с трепетом относился к каждой написанной им строки. Женщины, которым Лермонтов посвящал свои произведения, всегда занимали его мысли и чувства.
В 1841 году, было написано его стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски». Оно относилось к более позднему творчеству поэта. Лермонтову надоело общество, в котором он находился и все чаще он предпочитал находиться один, нежели в окружении. Единственный человек, ради которого он выходил на светские мероприятия, была его возлюбленная Варвара. Он посещал балы, только ради того чтобы вновь встретится с ней. Именно этой женщине было посвящено это произведение.
Лермонтов общался с братом и сестрами, своей возлюбленной, в дальнейшем он знакомится и с самой Варварой. Ее родители не хотели принимать Лермонтова, и она была вынуждена принять предложение состоятельного Бахметова.
В этом произведении поэт и реалистичен и романтичен одновременно. Романтика этого произведения посвящена его любимой женщине и его чувств к ней. А реализм в том, что поэт очень трагично переживает ситуацию, которую он не в силах изменить.
Варвара стала для поэта музой, он очень болезненно переживал то, что не мог быть с ней вместе. Он узнавал любимую даже под маской, это и стало символом данного произведения. В ту пору как раз были в моде баллы маскарады, на одном из таких торжеств у Лермонтова появляется возможность встретиться со своей любовью. К тому времени Варвара уже была замужней девушкой, и поэт понимал всю трагичность этой ситуации. Он уже не имел возможности быть рядом с ней и мечтать о каких-то отношениях. Это очень расстраивало поэта, он чувствовал себя подавленным.
Первое четверостишие стихотворения говорит о том, что Варвара отвечает взаимностью на чувства поэта. Именно это вдохновляло поэта на написание произведение. Читателю становится очевидно что, как и Лермонтов, Лопухина сохраняет свою любовь до конца жизни. Поэтому гибель Михаила была огромной трагедией для его возлюбленной.
Михаил Юрьевич Лермонтов подошел к написанию этого произведения очень серьезно. Чувства и эмоции, которые наполняли его на тот момент к своей любимой женщине, он выразил в своем стихотворении. Именно поэтому его творение получилось очень романтичным.
Анализ стихотворения Из-под таинственной, холодной полумаски по плану
Возможно вам будет интересно
-
Анализ стихотворения Лермонтова Тучи 6 класс
Стихотворение написано во время пребывания поэта в ссылке. Именно поэтому темы – свободы и изгнанничества становятся центральными в произведении. Лирический герой стихотворения близок автору
-
Анализ стихотворения Пушкина Поэт и толпа 9, 10 класс
Александр Пушкин – человек очень творческий и талантливый. Однажды он написал произведение, которое назвал по сюжету «Поэт и толпа». В 1828 году своей жизни Пушкин написал это произведение, которое стало вскоре очень важным
-
Анализ стихотворения Баратынского Пироскаф
Данное стихотворение написано Боратынским под влиянием его поездки в Италию. Эта страна ассоциировалась у него с классической красотой Древнего Рима.
-
Анализ стихотворения Некрасова Признание
В этом стихотворении автор признается в любви к своей ненаглядной. Сколько прекрасных имен, эпитетов он для нее придумывает! Она и краса младая, и царица... А герой, понятно, готов стать её рабом.
-
Анализ стихотворения Блока О, весна без конца и без краю
Поэт написал свое стихотворение в 1907 году. Александр Блок достаточно длительное время являлся приверженцем символизма. Поэтому и в этой его работе говорить следует не о весне, это время года не занимает главное место в стихотворении