Анализ стихотворения Жизнь пронеслась без явного следа Фета
Произведение относится к поздней лирике поэта и по жанровой направленности представляет собой философское произведение.
Основной тематикой стихотворения являются авторские размышления о смысле человеческого существования.
Создание стихотворение происходит у поэта под влиянием трудов великих мировых философов Шиллера, Гете, Канта, а также Шопенгауэра, переводами работ которого занимается в своей творческой деятельности, помимо поэзии, автор, изучая тесную связь поэзии и философской науки. Поэтому произведение отличается пессимистическим настроением, поскольку основным жизненным содержанием поэт считает страдания человека, спасением от которых может быть лишь искусство, уводящего людей в царство чистой красоты и беспечной радости. Отличительной особенностью мировоззрения поэта становится причисление нравственности к низшему понятийному разряду, недостойному упоминанию в высшей поэзии, поэтому поэт освобождает художников от соблюдения моральных требований, причисляя творческого человека к рангу слуги, прославляющего исключительно красоту.
Композиционная структура стихотворения «Жизнь пронеслась без явного следа…» представлена двенадцатью строками, составляющими два шестистишия в виде двух частей, повествование в которых осуществляется от лица лирического героя, выражающего мысль о бессмысленности собственного жизненного существования уже в первых строках произведения. При этом лирический герой представляется автором не в образе юноши, которому свойственно ощущение жизненного разочарования, а в качестве человека, готовящегося к уходу и человеческой жизни.
Образ лирического героя в первой части сюжетной линии стихотворения имеет богатый жизненный опыт, выражающийся в его видении и пережитых чувствах, однако сущность жизненного смысла остается для героя не познанной, поскольку поэтическая судьба лишена четких, установленных целей, а души творца мечется и рвется в разные стороны по неизведанным маршрутам.
Стихотворным размером стихотворения «Жизнь пронеслась без явного следа…» поэт выбирает форму пятистопного ямба с чередованием мужских и женских рифм, а также применяя двухсложную стопу с ударением на втором слоге.
Вторая часть стихотворения представляет собой описание природной картины, однако, используя в качестве средств художественной выразительности яркие сравнения, поэт иллюстрирует мысль первого шестистишия в виде колючего снега, летящего с опустевшего обнаженного поля и оседающего мрачным слоем холода в лесах, сопоставляя его с мечтами буйства первой молодости.
Анализ подробнее
Афанасий Фет еще в то время, когда был студентом, осознал, что между поэзией и философией существует достаточно тесная связь. Он находил примеры данной взаимосвязи в творчестве Гете и Шиллера, которые являлись любимыми авторами Фета. Во время службы в армии, автор не мог уделять должное внимание философии и исследованию философии, но с 1860-х годов он начинает подробное исследование, его уже не интересуют работы Канта, а больше он интересовался работами Шопенгауэра, популярного и великого философа с немецкими корнями. При это автор уверен, что мораль не затрагивает произведения, в первую очередь она должна точно и тонко описывать происходящие движения в душе.
Стихотворение «Жизнь пронеслась без явного следа…», которое было написано в 1884 году, частично отображает мыслительный настрой Афанасия Фета. Лирический герой еще в первых строчках говорит о том, что жизнь фактически бессмысленна. При этом создается частичное противоречие, лирическим героем является не молодой человек, которому свойственно разочарование в жизни, а достаточно пожилой человек. Это можно понять из того, что герой собирается войти в последнюю дверь.
За прожитое время герой достаточно повидал, но не смог ответить на главный философский вопрос, он ищет ответ: в чем настоящий смысл жизни? Его внутренний человек рвется в неизвестном состоянии, у него нет настоящей установленной цели.
При этом герой не предлагает в качестве варианта ответа любовь, несмотря на то, что данная тема занимает одно из ключевых мест в лирике Афанасия Фета. Во второй строфе автор начинает описание окружающего мира, при этом он старается данными строчками проиллюстрировать описанное в первой части стихотворения.
Так же и сам Афанасий Фет на протяжении всей жизни искал ответ на поставленный вопрос. Он часто винит себя за сделанный выбор. Он предпочел финансовое благополучие вместо настоящей любви. Внутри него живет сильное чувство, которое также заставляет его чувствовать вину за произошедшее. Кроме того, он не может изменить свой выбор и вернуться в прошлое, которое постоянно его фактически мучает.
Он никогда не сможет найти ответы на философские вопросы, которые будут мучать его и вскоре приведут к глубокому депрессивному состоянию, из которого автор не сможет выйти и вскоре умрет, так и не найдя ответов.
Анализ стихотворения Жизнь пронеслась без явного следа по плану
Возможно вам будет интересно
-
Анализ стихотворения Дул север. Плакала трава Фета
В позднем творчестве Афанасий Фет фактически отказывается от пейзажной лирики, он описывает только личные переживания, вся его лирика становится интимной.
-
Анализ стихотворения Фета Шепот, робкое дыхание
Стихотворение было написано А. Фетом в 1850 г. и является одним из центральных во всем его творчестве. С момента выхода в свет произведение сразу же получило ряд неоднозначных оценок.
-
Анализ стихотворения Тургенева В дороге 6, 10 класс
Стихотворение Тургенева «В дороге» воспроизводит перед читателями великолепную картину осени. Картина туманного утра, красоты осеннего леса описывает в своем стихотворении поэт. Но эта тематика не является основополагающей.
-
Анализ стихотворения Сегодня дурной день Мандельштама
Произведение, наполненное действием, одновременно выражает чувства лирического героя. Поэт выражает через действие и переживания свои представления о судьбе, которая появляется в лице смертельной опасности
-
Анализ стихотворения Рубцова В горнице
Лирическое произведение Николая Рубцова «В горнице» — это одна из самых известных творческих работ поэта. Представленный стих часто причисляют к русскому народному творчеству, поскольку он наполнен богатыми символичными образами