Анализ стихотворения Я болен, Офелия, милый мой друг! Фета
Стихотворение является отсылкой к бессмертной драме Шекспира. Офелия – возлюбленная Гамлета, принца Датского, ее образ был интересен Фету, он даже посвятил ей целый цикл своих сочинений. Данное стихотворение как раз является одним из десяти стихотворений, входящих в этот цикла.
Стихотворение состоит из двух четверостиший, написанных амфибрахием, трехсложным размером с акцентом на второй слог. Строки в тексте чередуются, одна из которых является четырехстопной с усеченной последней стопой, а вторая трехстопной. Трехстопный и четырехстопный амфибрахий наиболее часто использовался поэтами XIX века, поэтому когда Фет писал это стихотворение, размер уже успел утвердиться в традиции русской поэзии.
Ритм и размер стихотворения выдержаны одинаково от начала до конца, четверостишия начинаются с усеченной четырехстопной строфы и заканчиваются твердой. Устойчивой трехстопной. Рифмовка у данного стихотворения перекрестная, первая трока рифмуется с третей, вторая с четвертой.
Содержательно стихотворение раскрывает тематику судьбы шекспировских героинь, погибших по вине своих любимых мужчин. В этих строках Фет сближает судьбы Офелии и Дездемоны, героини пьесы «Отелло». Их уход из жизни был совершенно разным, Дездемону задушил муж собственными руками, тогда как на гибель Офелии Гамлет напрямую не повлиял, девушка потеряла рассудок из-за тех событий, виновником которых был ее возлюбленный, но все же Фет называет Дездемону сестрой Офелии, то есть родственной душой по несчастью. Тема гибели и ее предчувствие пронизывает это стихотворение Фета и весь цикл под названием «К Офелии». Еще одной связывающей их деталью является образ ивы, дерева, которое не предвещает хорошего, а становится чем-то вроде символа несчастной погибели. Дездемона незадолго до трагедии, предчувствуя ее, поет песню про иву, которая является предзнаменованием. Офелия же перед своей смертью также пела, но ива была реальной, она сидела на ее ветвях и вешала на них венки. Случайная гибель или обдуманное самоубийство погубили девушку, которая утонула в реке, над которой свисали ветви дерева. Таким образом, это дерево оправдывает свое название, плакучая ива в данном тексте является своеобразным символом, указывающим на неблагополучный финал, и предвещает героиням гибель.
Особое трепетное отношение Афанасия Фета к образу Офелии многими исследователями объясняется тем, что Офелия напоминала поэту его возлюбленную Марию Лазич, гибель которой в 1850 году глубоко ранила Фета, и предчувствовалась им до этого. Именно Фет сделал образ шекспировской героини одним из любимых среди русских поэтов серебряного века, на которых повлияла его поэзия.
2 вариант
«Гамлет» - известное произведение Шекспира, оно стало фактически самой востребованной пьесой в истории театра, не в конкретной стране, а по всему миру. Поэты часто обращали к описанным образом, которые стали фактически бессмертными. Афанасий Фет не стал исключением, у него есть целый сборник, который получает название «К Офелии». Автор включает сюда 10 стихотворений, которые были созданы с 1842 по 1847 год.
Последним стихотворением данного цикла становится произведение, получившее название «Я болен, Офелия, мой друг…». В конце произведения автор сближает несколько образов, один из которых Дездемона. Ключевой момент, на основании которого происходит сближение девушек, то, что они обе пострадали от рук любимых мужчин. И хотя на смерть одной девушки молодой человек повлиял лишь косвенно, то во втором случае он убивает ее фактически своими руками. Лирический герой Фета обращается к Офелии в последних строчках произведения.
По мотивам произведения пьесы Офелия сидит под ивой и поет песню, а рядом находится быстро бегущий поток. Под звуки собственного голоса девушка плела венки и вешала их на веточки. А Дездемона предчувствовала свою смерть, она пела песню про грустящую иву.
У русских символистов образ Офелии, созданной Шекспиром, пользуется большой популярностью. Часто образ Офелии осмыслялся через призму Фетовского взгляда на ее образ. При этом данными произведениями вдохновлялись не только поэты и писатели, создававшие произведения в стиле символизм, а также и другие представители лирики.
Например, к образу Офелии, обращается и Пастернак, который описывает их в стихотворении «Уроки английского». Там оно тоже описывает Офелию и Дездемону.
Некоторые из лирических критиков говорят о том, что данное стихотворение было частью предчувствия автора. В скором времени умрет его возлюбленная, с которой ему пришлось расстаться. Она не могла поправить его материальное положение, поэтому он решает прервать все имеющиеся связи и начать жить заново. Данный разрыв становится трагичным для обоих сторон, Мария Лазич погибнет при достаточно драматичных обстоятельствах, а сам Афанасий Фет до последних дней будет мучать себя, размышлять о том, почему сделал неправильный выбор и не дал волю чувствам, а решил восстанавливать доброе имя.
Анализ стихотворения Я болен, Офелия, милый мой друг! по плану
Возможно вам будет интересно
-
Анализ стихотворения Не видно птиц покорно чахнет Бунина
Бунин становится частью русской литературы, как известный и гениальный прозаик, способный работать также, как и публицист. Но достаточно мало людей задумываются о том, что он писал и в стихотворной форме
-
Анализ стихотворения Рассказ танкиста Твардовского
Произведение по жанровой направленности относится к балладе, характеризующейся наличием эпического сюжета, интриги, а также имеющей лирические оттенки.
-
Анализ стихотворения Пушкина Элегия (Безумных лет угасшее веселье…)
У поэта несколько стихотворений с таким названием. Ведь назвать элегия (лирическое стихотворение), почти как назвать «стихом». Вероятно, самое популярное из этих стихотворений «Безумных лет…». Произведение понятно каждому
-
Анализ стихотворения Тютчева Еще земли печален вид…
Федор Иванович Тютчев предположительно написал данное стихотворение в период расцвета творчества, но, как известно, опубликовано оно только после смерти поэта. Дата первой публикации равняется на 1876 год.
-
Анализ стихотворения Сосны Фета
Произведение Афанасия Фета «Сосны» в первый раз было выпущено в издательстве «Современник» в 1855 году. В творении время движется по кругу. В начале стихотворения автор описывает весну, которая сменила холодную зиму