Анализ стихотворения Уснуло озеро, безмолвен лес Фета
Среди многочисленных стихотворений А. А. Фета под пристальным вниманием читателя находятся сочинения, которые посвящены пейзажной лирике. Автор выступает в них как тонкий ценитель природы родного края, вдумчивый, талантливый мастер слова.
Стихотворение «Озеро уснуло, безмолвен лес» - это умиротворенное созерцание за явлениями окружающего мира ночной порой. Абсолютное безмолвие среди лесного массива, будто застывшая на месте поверхность озера («уснуло озеро»), появление небесного светила на небесах («луна среди небес») – все это доказывает то, что речь идет о состоянии глубокой ночи. Не слышно и рыбаков, они тоже погрузились в сон. В ожидании утра замерло все вокруг. Редкая резвая рыбка, изредка напоминая о себе, рассекает летний охлажденный воздух, выпрыгивая на мгновение из озера («карп плеснет»).
Вслед за поэтической мыслью автора текста читатель представляет озеро, лес, луну с ее отражением на воде. Каждый из этих образов является отражением реальной картины мира. Однако сюжет стихотворения не лишен волшебства. В первом четверостишии появляется образ русалки, которая неожиданно «небрежно выплывает». В следующих строках упоминается о рыбаках, которые близки народу и представляют не вымышленное изображение, а правдивое. Карп, оставивший на воде круг, исчезает в глубине.
Среди изобразительно-выразительных средств необыкновенно привлекательное сравнение луны с молодым лебедем также погружает в сказку. Олицетворения пробуждают воображение, запутывая сознание читателя. Становится непонятно порой, где правда, а где вымысел: «уснуло озеро», «пустив круг бежать», «ветрило не шевельнет». «Живая трель», «бледное ветрило» - эпитеты, щедрые на фантазию. Автор не одинок в лесу. Благодаря олицетворениям, даже «луна созерцает». Под его пером ожило все.
Поэт неоднократно напоминает о тишине, призывая насладиться этим редким ночным явлением природы. Но помимо этого он относит себя к истинным ценителям законов природы. Он настолько проникся нежностью и любовью к любимым картинам природы, что даже тишина для него имеет своеобразное звучание: «каждый звук и шорох слышу». Лирический герой различает группу ночных звуков, которые отчетливо слышны именно в это время суток, например, «живая трель у соловья». Но они не нарушают безмолвие, так как у каждого времени свое звучание.
Чарующее безмолвие героев стихотворения А. А. Фета сопровождается состоянием сна (спят рыбаки, озеро, огоньки). Состояние покоя не вечно. Каждый образ вновь оживет с наступлением рассвета, будет неузнаваем. А пока автор умиротворенно наблюдает за загадочными явлениями и людьми, находящимися под покровом летней волшебной ночи.
Анализ 2
Фет предпочитал писать о красоте и любви. Конечно, трудно сказать, где именно скрывается красота и в чем выражается, ведь красота во всем и ни в чем.
Тем не менее, природа является одним из наиболее выгодных в смысле поэтической фиксации красоты сфер. Действительно, красота природы фактически вечна и неимоверно глубока. В природе всегда есть возможность увидеть множество различных граней, определить различные формы выражения красоты.
Стихотворение Уснуло озеро; безмолвен лес.. описывает летнюю ночь. Фет окунает читателя в полусказочную атмосферу с самых первых строк, где проявляется образ русалки на поверхности озера, которая «небрежно выплывает». С этим образом белой русалки также созвучен образ луны как лебедя, то есть тоже светлой и красивой, которая тоже своеобразно оказывается на поверхности водной глади через собственное отражение – «скользит и свой двойник на влаге созерцает».
Наряду с этим полумистическими образами в стихотворении используются и вполне простые герои, которыми являются рыбаки, которые «уснули.. у сонных огоньков» и карп. Тут интересны две особенности.
Во-первых, огоньки тоже сонные. Фет этим повтором «уснули.. сонных» как бы гипнотизирует читателя и заставляет дальше погружаться в атмосферу сна. Во-вторых, мы видим противоположность рыбаки-карп, которая как бы примеряется в период сна, они больше не интересуют друг друга и погружены в покой.
Этот покой также подчеркивается заключительной строфой, в которой поэт описывает своеобразный союз между звуками и тишиной. Казалось бы, эти феномены являются полными противоположностями, то есть звук, если вкратце, представляет собой отсутствие тишины и наоборот тишина является отсутствием всякого звука. Тем не менее, хотя и в субъективном созерцании этой картины, но все-таки тишина и звуки тут примиряются: «звуки тишины ночной не прерывают».
Таким образом перед зрителями возникает картина красоты, единства и гармонии. Любое движение как бы составляет часть тишины, звук не прерывает тишину, так как является сверхгармоничным и как бы нужен для того чтобы звучать именно там трелью соловья или колыханием трав на воде. Все эти образы создают удивительную пейзажную композицию летней ночи.
Анализ стихотворения Уснуло озеро, безмолвен лес по плану
Возможно вам будет интересно
-
Анализ стихотворения Мы с тобой бестолковые люди Некрасова
В первой строке этого стихотворения, которое и даёт название, герой заявляет, что он с ней – со своей возлюбленной, просто бестолковые. И далее он поясняет это заявление. В минуту готова «вспышка»
-
Анализ стихотворения Пушкина Демон 9, 10 класс
Название «Демон» ассоциируется в основном со стихотворением Лермонтова. И всё же произведение Пушкина также ценно, глубоко и эмоционально. Это стихотворение поражает ритмом (написано четырехстопным ямбом), зарядом энергии
-
Анализ стихотворения Есенина Буря
Одно из стихотворений пейзажной лирики Есенина - Буря. Здесь тоже все в природе живое - все одушевлено. Поэт очень чуток к природе, к самым мелким изменениям в ее настроении. В первой строфе Есенин показывает
-
Анализ стихотворения В полдень Апухтина
Творчество Апухтина во многом формировалось под воздействием собратьев по поэтическому ремеслу. К примеру, многие его ранние стихи представляют собой подражание и своеобразное цитирование Пушкина
-
Анализ стихотворения Ласточки Майкова 5 класс
Осень в жизни каждого человека своя: для кого-то это пушкинская осень - унылая пора - очей очарованье, пышное природы увяданье, которое радует своими красками, своей величавостью и торжественностью, это время творческого подъема