Анализ стихотворения Тихая, звездная ночь Фета

Стихотворение А.А. Фета «Тихая, звездная ночь» написано в 1842 году. На его основе создано несколько романсов популярными композиторами того времени. Все это свидетельствует о глубоком проникновении лирики поэта в сердца читателей.

Произведение описывает миг долгожданной встречи лирического героя и его возлюбленной. Он описывает красоту окружающей ночной природы, раскинувшейся в тиши. Его поражает далекая красота звезд, сияющих с неба, словно только для него. Вместе с тем они навевают легкую печаль, вед свет их холоден и далек. Он будто пытается запечатлеть в своей памяти этот драгоценный миг счастья, чтобы потом снова и снова возвращаться к нему.

Стихотворение имеет довольно необычное и любопытное строение. Так, повторяющаяся последняя строка окольцовывает стихотворения, делая его единым целым. Этот прием, как и лирический герой, стремятся задержать произведение в его рамках.

Кроме того вторая и третья строфы содержат отрывочные выражения, похожие будто на обрывки мыслей. Мнения специалистов на этот счет разделились. Одни считают обрывочные фразы элементами разговора, происходящими между возлюбленными. При этом это фразы именно героя, а его второй половины. Вторые видят в них обрывки мыслей героя. Он лишь молча любуется красотой своей избранницы, и вихрь мыслей, вызванных его смешанными эмоциями, и нашел выражение в строках этого стихотворения.

Совершенно точно можно утверждать одно, свидание с возлюбленной приносит герою множество разнообразных чувств. Он и восхищен ее красотой, не может отвести глаз, но и печален, и печаль эта не тяготит его, наоборот, он вполне готов к ней.

Интересным приемом Фет воспользовался, чтобы объединить тему человеческих чувств и природы. Упоминание сладких уст красоты несет в себе двойственную смысловую нагрузку. С одной стороны это прямое любование красотой избранницы героя. А с другой стороны выражает метафорическое восхищение звездной ночью. Эта двусмысленность выражает глубокое взаимодействие и взаимовлияние между человеком и окружающим его миром.

Это произведение Фета за счет своей сложной конструкции и ярких изобразительных средств позволяет читателям окунуться в таинственный и загадочный, полный необъяснимой красоты мир лирического героя.

Вариант 2

Стихотворение Фета Тихая, звездная ночь относится к ранним плодам его творчества. Оно насыщенно мотивами любви и красоты. Собственно, Фет на протяжении всего своего творческого и земного пути в основном интересовался именно этим, он стремился запечатлеть и понять красоту, уловить суть любви.

Вероятно, многое ему удавалось, если учитывать вообще отсутствие возможности запечатлеть красоту. Об этом пишет и сам поэт, который с самого начала говорит о красоте как чем-то только передаваемом через внешние признаки, но в действительности чем-то ином.

Первые строчки стихотворения внушают атмосферу тишины и покоя, они благостны и нежны, луна светит трепетно, указывая на чувственность ситуации. Далее видим – «сладки уста красоты» и под красотою, вероятнее всего, подразумевается девушка, к которой обращается лирический герой, о которой грезит и ведет умственный диалог или которой любуется на этом свидании. Так или иначе, она не имеет имени, она – сама красота.

Фет пытается уловить эту красоту, передать, но в восторге от увиденного кроется и печаль, которая вполне логично посещает душу, когда в этом бренном мире созерцаешь красоту. Ведь красота является чем-то все-таки довольно нежным и неустойчивым, постулировать слабость и уродство всегда легко, сохранять красоту – невероятно трудно. Поэтому каждый мыслящий человек, осознавая этот факт, обрекает себя на печаль, на страх и ужас перед возможностью утраты и разрушения красоты.

Возможно, именно поэтому большинство людей выбирает уродство и предпочитает быть уродливыми, так как красоты им все равно не достигнуть и не сохранить, даже в себе. Поэт во второй строфе называет девушку любовью, точнее сравнивает с любовью – «светла, как любовь». Милая является проводником любви и освещена этим чувством, этими энергиями.

Далее лирический герой подчеркивает всеобъемлющую способность любви, которая от человека также распространяется и на весь мир. Он пишет – «я звезды люблю», описывая таким образом чувство, которое теперь изливается и из него самого и переполняет весь мир, простираясь даже на такие огромные пространства как звезды. Потом восторженное чувство возвращается обратно к лирической героине, которая становится «еще милей».

Эти фразы возможно трактовать как части диалога или мыслей, которые субъект речи обращает к миру и милой. Помимо этого они являются описание многогранного опыта, который, по сути, представляет собой поиск возвышенного в этом мире, видение красоты и любви, которые посещают душу лирического героя. В завершение следует подчеркнуть рефрен слова печаль, которое подчеркивает сочетание возвышенности и трагизма существования.

Анализ стихотворения Тихая, звездная ночь по плану

Тихая, звездная ночь

Тихая, звездная ночь

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Зима Апухтина

    Произведение является одним из стихотворений поэта, написанных в жанре философско-психологической лирики. Ключевая тематика стихотворения представляет собой авторские размышления о смысле человеческой жизни, ее скоротечности и необратимости

  • Анализ стихотворения Высоцкого Братские могилы

    Свои выступления В. Высоцкий начинал стихотворением «Братские могилы», которое было написано им в 1964 году. В. Высоцкий часто писал о войне, писал глубоко и проникновенно, хотя сам никогда в боевых действиях не участвовал

  • Анализ стихотворения Помню долгий зимний вечер Бунина 5 класс

    Наверное, нет такого человека, который бы не знал Бунина и его интересные произведения. И вот одно из них является не только лирическим, но еще и живописным под названием «Помню долгий, зимний вечер»

  • Анализ стихотворения Огородник Некрасова

    Произведение Огородник вышло в свет из-под пера Некрасова в конце первой половины XIX века и сразу пополнило собой ряды любовной лирики.

  • Анализ стихотворения Сентябрь Заболоцкого

    Это стихотворение «позднего» Заболоцкого, оно больше описательное, немного философское. В молодости Николай Алексеевич любил шокировать читателей своими сюжетами и сравнениями