Анализ стихотворения Сентябрьская роза Фета
Мир природы в творчестве А. А. Фета неповторим. В обыденных деталях окружающего неживого мира автор находит то, что становится для него источником вдохновения.
В стихотворении «Сентябрьская роза» главной героиней является один из красивейших представителей мира цветов – роза. Ее образ начинает завораживать, появившись в первом четверостишии. Она загадочна («странно улыбнулась»), знает себе цену («как дерзко выступать царицей»).
Использованные олицетворения настолько выразительны, что напоминают сказочных героев, дают возможность им ожить на страницах сочинения: «за вздохом мороза», «улыбнулась роза». Игра с этими образами позволяет читателю разыграть свое воображение. Намек автора на то, что под розой подразумевается образ девушки – прозрачен. В некоторые минуты даже становится непонятно чей же в большей степени это облик – девушки или розы - представляет поэт.
Стихотворение содержит глубоко философский смысл. Среди давно замерзших растений («в безлиственных кустах») в разгаре осени лишь роза демонстрирует свое великолепие. Стойкость, честолюбие, надежда и вера в лучшее – это то, что должен хранить в душе каждый человек, несмотря на внешние обстоятельства. Автор предан мысли, что мы должны ценить каждый счастливый миг в своей жизни. Сюжет стихотворения представляет собой своеобразный призыв к жизни, действию, который становится более понятным, судя по противопоставлениям (увядшие растения и цветущая роза). Выживание цветка в лютые морозы – это показательный пример силы не только растения, но и духа, воли человека в момент тяжелых эмоциональных переживаний.
Несомненно, четко прослеживается мысль автора и о том, что роза – это девушка, которая вызывает искренние чувства у автора. Он наслаждается красотой, грацией женщины, сравнивая ее с цветком. Благодаря неизменному принципу параллелизма, он рисует состояние природы и души.
Выразительные средства помогают более точно представить и понять образы: «вздохом утренним», «румянец уст», «прильнуть к груди», «с приветом вешним». Движение поэтической мысли помогает раскрыть повторяющийся звук «р», который производит звучание смелости, возвышения над остальными, торжества – то, что демонстрирует роза. Протяжность многократно повторяющихся гласных «е», «а» дают ощущение создания автором мелодии.
Таким образом, лирика А. А. Фета радует читателя естественным образом мира цветков. При этом наиболее чувственным и притягательным растением для автора становится роза. Она помогает поэту раскрыть свои переживания, желания, понять, как удивителен и неповторим мир, который нас окружает.
Вариант 2
В стихотворении Сентябрьская роза Фет использует образ цветка, который довольно часто наблюдается в его лирике. Вообще, роза как символ красоты является практически универсальным и известен поэтам и прежних и нынешних времен, и активно используется.
Интересным примером может служить своеобразная перекличка розы и соловья из есенинской Голубая, да веселая страна.. такая песнь красоты о красоте, но подобных примеров есть много и у других авторов.
На мой взгляд даже название этого стихотворения намекает на некоторую нелогичность красоты. Расцветать в сентябре – не лучший вариант, но красота создана для того чтобы проявляться в любых условиях и независимо от этих условий.
Фет наделяет свою розу антропоморфными качествами и появляется видимость, будто он описывает и какую-то личность или некоторые человеческие качества, которые хотел бы восхвалять. Роза расцветает не для того чтобы «дерзко выступать царицей» на самом деле она является царицей и дело даже не в рискованном поступке расцветать в сентябре. Дело в неуклонной надежде и характерной гордости, которой обладает роза.
Эта странная улыбка розы является чем-то совершенно особенным, «с приветом вешним на устах» - эта строка указывает на подлинную суть цветка, который хранит в себе весну и в этом его внутренняя суть, которая не меняется в зависимости от обстоятельств. Какой бы не был период года, роза выступает с приветом вешним, она несет красоту, а для чего? Автор предлагает тут такой ответ – «прильнуть последней, опьяненной, к груди хозяйки молодой».
На поверхностном уровне эти строки читаются просто как исход быть сорванной, для того чтобы хозяйка сада могла восхититься этой красотой. Ведь роза, конечно, несет в себе красоту, но она сама навряд ли может собой восхищаться. Требуется зритель, некое другое создание, которое сможет вмещать в себя красоту и оценивать и именно для этого роза цвете в сентябре.
Конечно, строки о некой молодой хозяйке могут иметь и переносное, метафорическое значение. Однако не станем сюда углубляться, так как подобные описания и раздумья могут быть чрезмерно глубокими и трудными. Завершим только на намеке символизма сентябрьской розы как олицетворения преображения, которое происходит наперекор внешним факторам.