Анализ стихотворения Фета Напрасно!..

Стихотворение относится по жанровой направленности к любовной лирике поэта, а в качестве основной тематики рассматривается любовное чувство к женщине.

Композиционная структура стихотворения состоит из пяти строф, каждая из которых имеет смысловую нагрузку и передает изменения в душевном состоянии лирического героя, ведущего повествование от своего имени.

В качестве стихотворного размера поэт использует трехсложный анапест в сочетании с перекрестной рифмовкой и абсолютной рифмой, состоящей из выражений одинакового звукового состава. При этом стихотворение отличается чередованием рифм с окончаниями слов, что придает произведению оттенок прекрасной грусти. Также в произведении применяется литературный прием синтаксического параллелизма, выражающийся в передаче драматических нот любовного переживания, усиливающихся посредством закольцованной формы, при которой строфы начинаются и заканчиваются одними и теми же словами.

Среди средств художественной выразительности в стихотворении присутствуют многосложные эпитеты и разнообразные метафоры, создающие художественную образность чувства страдания, боли, преследующих лирического героя, а также подчеркивающие противоречивость эмоционального состояния лирического героя. Кроме того, в стихотворном содержании поэт использует антитезу, сравнения, восклицательные предложения и синтаксические антонимы, иллюстрирующие глубину, искренность и чистоту поэтических чувств.  

Особая роль в стихотворении «Напрасно» отводится фонетике, поскольку использование приема аллитерации с обилием свистящих и шипящих звуков ярко иллюстрируют детали душевных страданий лирического героя, передавая шум сердца и щемящие терзания. 

Образ лирического героя в стихотворении олицетворяет в себе автобиографические моменты их жизни поэта, поскольку в его судьбе присутствует неразделенная любовь к женщине, с которой невозможно обрести истинное счастье. На всем протяжении стихотворного повествования лирический герой стремится решить возникшую жизненную задачу, при этом он осознает обреченность собственных попыток.

Авторский замысел стихотворения заключается в раскрытии проблемы человеческого выбора, порой являющегося тяжелым, мучительным и невозможно сложным, приводящего к вынужденной лжи, неизбежным страданиям, сожалениям, вынужденной разлуке, душевной боли из-за невозможности осуществления несбыточной мечты.

Стихотворение передает авторскую поэтическую манеру, выраженную глубиной его драматической судьбы, трагической натуры, сложной духовной жизнью и эмоциональным мировоззрением.

Анализ 2

Когда Афанасию Фету исполняется 14 лет, его лишают дворянского звания, а вместе с ним и всего наследства, поэтому он лишается всех мечтаний о научной карьере и был вынужден уйти на военную службу, чтобы обеспечивать себя. Таким образом, он надеялся рано или поздно вернуть свои права и стать весьма состоятельным человеком, а пока он вынужден сводить концы с концами.

Внутри него живет навязчивая идея, которая потом будет стоить ему личного счастья и благополучия, он отказывается от своей мечты и любви Марии Лазич, которая была достаточно благородной девушкой, но не имела состояния. Он честно признается ей о том, что он не может быть с ней по финансовым причинам. Но при этом чувства живут в его сердце до последнего, он до самой смерти помнит о единственной и неповторимой девушке.

Именно перед разлукой появляется стихотворение под названием «Напрасно», автор наслаждается последними днями в компании любимой, они проводят фактически целые дни вместе, они знают, что скоро им придется расстаться, несмотря на те чувства, которые фактически пылают в его душе.

Он пишет стихотворение в 1847 году, автор старается дать в нем оценку своим решениям и переоценить ситуацию. В его душе бурлят разные чувства, которые приводят к раздражению.

Автор сам подчеркивает свое состояние, он вынужден лгать окружающим о своем внутреннем состоянии, он улыбается, а душа его страдает. При этом он наблюдает за тем, как родители Марии готовятся к свадебному торжеству, которое не состоится, а девушка переживает разные эмоции, потому что понимает, скоро ей грозит расставание с любимым человеком.

Все встречи с возлюбленной причиняют ему достаточную боль, он знает, что все встречи закончатся. Он старается убедить сам себя и утешить, что многие люди проходят через страдания и борются за собственное счастье.

Он фактически доказывает себе, что он не единственный в этом мире, кому приходится претерпевать разные страдания и мучения. При этом он просит у возлюбленной разрубить запутанный клубок чувств и эмоций. Ему трудно бороться за собственное счастье, он сдается. Ему проще найти состоятельную невесту, которая быстро поправит его материальное положение, после он будет пытаться отказаться от собственного выбора, будет жалеть о том, что не выбрал любовь, а материальное состояние.

Анализ стихотворения Напрасно!.. по плану

Напрасно!..

Напрасно!..

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Песнь о собаке Есенин 6 класс

    Данное произведение было написано Сергеем Сениным в 1915 году, но опубликовали его только в 1919. По воспоминаниям современников автора, Есенин, читая стихотворение перед публикой, не стеснялся своих слёз, чем смешил добрую часть слушателей

  • Анализ стихотворения Заря прощается с землёю Фета

    Тема смерти в один момент становится ключевой в повествованиях Афанасия Фета, особенно после 50-х годов в 19-ом веке. Причиной данной темы становится пессимистические настроения автора

  • Анализ стихотворения Русь Некрасова

    Произведение относится к классической лирике поэта, выраженной в форме народной песни, высказанной простым для народного понимания языком. Стихотворение является частью поэмы поэта «Кому на Руси жить хорошо»

  • Анализ стихотворения Слово Гумилева

    Многие люди пренебрегают словом и ценностью слова, они более ценят дела, поведение. Тем не менее, трудно спорить со значимостью слова в этом мире, с высокой ценностью нужных слов.

  • Анализ стихотворения Грезы Фета

    Фет был великолепным художником слова, и великолепие его таланта проявлялось в умелом использовании самых разнообразных ритмических решений, красивейшей звукописи.