Анализ стихотворения Ласточки пропали… Фета
Дата написания – 1884 год. Жанр – элегия, тематика – увядание осенней природы и тоска поэта, вызванная этим. Произведение составлено из четырёх строф по пять строчек каждая. Через эти строки автор передаёт читателю свой пессимистический настрой в связи с наступлением осени.
В свойственной для Фета манере стихотворение разделено на две части: в первой описывается ситуация, в которой происходит действие, во второй же внимание переключается на героя произведения, его эмоции и размышления, вызванные наблюдением за окружающим миром.
Словно художник, мазками кисти рисующий на холсте, Фет передаёт картину вступающей в свои права осени: улетающие на юг косяки журавлей, осыпающиеся с деревьев сухие листья, всё раньше наступающая ночь и всё меньшее количество дневного света.
Далее поэт переходит к описанию собственных переживаний. Он рассказывает нам о тоске, о тяжести на сердце, которую вызывает картина уходящего лета. В отличие от А. С. Пушкина, для которого прощальная краса этой унылой поры – «очей очарованье», Афанасий Афанасьевич не находит в осени ничего очаровательного. Буквально до слёз тяжело автору наблюдать за угасающей вокруг жизнью. Наступление осени воспринимается поэтом как личная утрата: в последней строке появляется перекати-поле, которое всегда считалось символом запустения, чего-то недостающего. Автор мечтает о том, как осень наконец сменится зимой:
«Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!»
Если не считать метафорического упоминания перекати-поля, стихотворение написано без использования изобразительных средств языка, простыми словами, и будет понятно любому читателю.
Автор выбрал для своего произведения форму пятистишия, количество строчек в строфах нечётное, из-за чего они могут показаться не очень складными. С первой строкой в каждой строфе рифмуются третья и четвёртая, а со второй – только пятая. Возможно, такой необычный слог выбран, чтобы подчеркнуть смятение, царящее в душе героя. Произведение имеет сложную ритмику, разные строки имеют разный размер, трудно определить единый размер для стихотворения в целом. Можно заметить только то, что по фонетическому рисунку строфы сходны друг с другом первыми и последними строками.
Анализ 2
Произведение по жанровой направленности относится к пейзажной лирике с включением философских размышлений в стиле элегии, выражающей в качестве основной тематики человеческие чувства, возникающие с наступлением осеннего времени года.
Основной темой стихотворения становится описание картины замирающей природы, вызывающей в душе лирического героя, от лица которого ведется повествование, чувство горечи, утраты.
Композиционная структура стихотворения представляется собой зеркальное построение с использованием синтаксической симметрии в виде пятистиший. Необычность строения строфы в виде пяти строк позволяет поэту создать ощущение бесконечно тянущегося повествования, символизируя долгие осенние вечера. При этом в первой и второй строфах произведения присутствует ровная интонация, характеризующаяся отсутствием восклицательных предложений и резких синтаксических переносов. Вторая часть стихотворения иллюстрируется синтаксическим переносом, появлением пауз внутри строчек, увеличением количества логических ударений, а также замедлением ритмического темпа.
Структурно стихотворения представляет две части, первая из которых в соответствии с сюжетной линией описывает природу, явления, происходящие в осенний вечер, а вторая является рассказом лирического героя о собственных личных эмоциях и переживаниях.
В качестве стихотворного размера в произведении используется трехстопный хорей в сочетании с чередующимися мужскими и женскими рифмами, а также двусложной стопой с ударением на первом слоге.
Среди средств художественной выразительности в стихотворении «Ласточки пропали» присутствует традиционный для творчества поэта прием в форме смыслового параллелизма, формы ассоциативных связи образов, в том числе в виде зрительного образа, а также многочисленные звукописные приемы, включающие ассонансы и аллитерации, создаваемые посредством неоднократных повторений одинаковых слогов, особенно в первых трех строфах, помогающих созданию образов грачей. Кроме того, в повествовательном содержании произведения поэтом используются олицетворения и чуть заметная антитеза, позволяющие выразить эмоциональную атмосферу пустой, бесприютной, тоскливой осени.
Отличительной особенностью стихотворения является фонетическое сочетание звуков, а также многократное применение поэтом игры согласных букв «с» и «т», которые соединяясь создают звуковое впечатление буквы «ц» (спится, слышится, валится).
Смысловая нагрузка стихов передает пессимистичное авторское настроение, чувствующее приближение старческой поры увядания.
Анализ стихотворения Ласточки пропали… по плану
Возможно вам будет интересно
-
Анализ стихотворения Если ты любишь, как я, бесконечно Фета
Афанасий Фет вынужден хранить тайну своего сердца до самой смерти, он постоянно корит себя за то, что вынужденно отверг любовь девушки, которая на самом деле могла подарить ему счастье и благополучие.
-
Анализ стихотворения Песнь о собаке Есенин 6 класс
Данное произведение было написано Сергеем Сениным в 1915 году, но опубликовали его только в 1919. По воспоминаниям современников автора, Есенин, читая стихотворение перед публикой, не стеснялся своих слёз, чем смешил добрую часть слушателей
-
Анализ стихотворения Маша Некрасова
Произведение посвящено нетипичному персонажу – чиновнику, не берущему взяток. В нем автор стремился показать, насколько трудным может быть следование принципам.
-
Анализ стихотворения Багаж Маршака
Произведение является одним из самых знаменитых стихотворений поэта, предназначенное не только для маленьких слушателей, но и для взрослой читательской аудитории, поскольку
-
Анализ стихотворения Сосна (На севере диком) Лермонтова 6 класс
Лермонтов знал множество языков, но никогда не переводил иностранные произведения, по мнению поэта у него было достаточно своих размышлений и образов, он не хотел заимствовать их у иностранных писателей. Но всё же 1841 году он сделал несколько переводов